В селе Сухобузимо (большой райцентр в Красноярском крае) происходит настоящая революция. Местные активистки решили вспомнить советское время да и создали... женсовет! По-другому невозможно стало личную жизнь налаживать. Мужичков и так мало, да от оставшихся нет толку. С утра до вечера у них одно развлечение - водка. Вот и решили через женсовет сильный пол к трезвой жизни вернуть. Однако разговорами да убеждением дело не пошло. И решился женсовет на крайние меры: стал мужиков в местной больнице кодировать. А сельский глава на это дело даже деньги в бюджете выделил.
|
- А мой-то Юра уже месяц капли в рот не берет! - женщина с кокетливо повязанным платком на шее складывает в сумку покупки в поселковом магазине.
- А что, раньше сильно пил? - нескромно интересуемся мы.
- Ну не сильно, - смущается женщина. - Так, по праздникам...
- Ну-ну, по праздникам! - отвечает из-за прилавка продавец. - Ну что ты врешь, Анна! Юрка твой каждый день бутылку в долг выпрашивал.
Но на этот случай были в Сухобузиме спиртоносцы. Те, кто торгует техническим спиртом. Денег на технарь хватало даже тем, кто не работает. Пропивали пенсии, пособия...
- В домах спиртом торгуют в открытую, - рассказывает нам руководитель женсовета Валентина Вылегжанина. - Я и к главе ходила, и к участковому. Просила помочь прекратить это безобразие. А слышала только одно: кто вы такая? Я тогда сидела на пенсии, а раньше работала учительницей. Тогда я и поняла: чтобы ко мне прислушивались, надо серьезную организацию иметь. Решили создать женсовет. Ведь когда-то они работали, в советское время! Так все и началось...
В женсовет объединились учителя, врачи, милиционер, даже одна «бизнесменша» - хозяйка сельмага. Всего пятнадцать человек. Взяли под прицел всех местных алкоголиков...
- На учете у нас по Сухобузиму официально состоят сто алкашей, - рассказывает член женсовета и сотрудница местной милиции Наталья Тарасова. - А вообще пьющих гораздо больше. Но это было год назад. А сейчас, наверное, уже не две трети пьют, а только половина. И на улице просто так пьяного не встретишь.
Женсовет вначале просто ходил по домам, убеждал, что водка - зло. Но потом стало ясно: алкоголиков лечить надо. В сухобузимской больнице курс от алкогольной зависимости стоит 600 рублей. В первый год помогла соцзащита - перечислила деньги на кодирование 15 человек. А на следующий, 2007-й, год средства заложили в районный бюджет. И хорошую сумму -
50 000 рублей. Кодирование пошло по селу полным ходом.
Мы стучимся в ворота дома, где, по словам членов женсовета, живет особо «показательная» пара.
40-летний Юра Кирьянов крепко выпивал, прикладывалась к бутылке и его жена Лена. Юрия убедили пролечиться, главный аргумент - «за казенный счет». А через несколько дней после лечения заявил: «Да что я сам не брошу?!» Вернулся домой и не пьет.
Навстречу выходит Лена.
- Ой, муж ни за что к вам не выйдет, - забеспокоилась она. - Стесняется. Вообще у меня трое детей, - торопливо говорит она, косясь на женсовет - Наталью Тарасову, Валентину Вылегжанину. - Сынок Ваня, дочки Наталья и Юля. Муж - строитель.
- А с алкоголем были проблемы?
- Ну-у... это в прошлом!
Через пять минут на пороге появился хозяин. Вид у него и впрямь строгий, деловой, «непьющий».
- Ну что вам сказать? Ремонт мы в доме сделали. Машину купили! - Юрий с гордостью показывает на стоящие во дворе «Жигули». А потом вдруг махнул рукой и скрылся с глаз. Ведь и правда застеснялся. И таких историй немало.
За прошлый год в Сухобузиме за казенный счет закодировали от пьянства тридцать человек. В этом году по плану - пятьдесят.
- Это правда, - подтвердил нам глава Сухобузимского района Виктор Влиско. - Женсовет предложил, и мы пошли навстречу. Деньги теперь перечисляются напрямую в районную больницу. Многие хотели бы бросить пить, но зеленый змий их никак не отпускает. А из тех, кто пролечился, редко кто запивает снова.