Запорожский дайвер открыл тайну кораблекрушений на Днепре

Юрий Батаев опустился на дно реки, чтобы узнать причину загадочной отмели.

Юрий Батаев все еще ищет своего ангела.

Опытные яхтсмены Запорожья давно знают, что неподалеку от правого берега Днепра есть отмель, на которой несколько раз терпели крушение катера, лодки. Были случаи, когда на регатах яхты садились здесь на мель. 

- Я знаю об этом опасном месте, - рассказывает яхтсмен Дмитрий Сараев. - Наверно, там скала подводная или еще что, потому что вокруг глубина по 10-12 метров, а здесь около двух. Это место и легким лодкам лучше стороной обходить, а уж большегрузам и подавно. 

Запорожский инструктор по дайвингу Юрий Батаев, который уже много лет изучает дно Днепра, решил лично проверить, откуда взялись такие перепады высоты. 

Каменная кладка за 80 лет под водой сохранилась в отличном состоянии.

Он изучил современную лоцию этого участка Днепра, архивный план-схему строительства Днепрогэса, согласно которому в 

20-е годы этот участок был еще сушей. Под воду ушел лишь в начале 30-х, во время строительства Днепрогэса. 

Детальная схема, на которой был хорошо виден и меннонитский поселок Айнлаге и Кичкасский мост, взорванный во время гражданской войны, приблизила Батаева к разгадке.  

- Чтобы проложить железнодорожное полотно, строители насыпали дамбу. Для прохода через дамбу построили мост. На схеме хорошо видно, что к нему сходятся несколько дорог, - говорит Юрий Батаев. 

Исследователи и в самом деле нашли на дне остатки этого затопленного моста. Именно он оказался тем "камнем преткновения" яхтсменов. Глубина над вершиной опоры моста очень маленькая - 1,5 метра, а летом еще мельче. Поэтому не удивительно, что яхты счесывают "животы" об остатки перехода.  

СПРАВКА "КП"

Откуда взялись меннониты в Запорожье?

Немецкие колонисты-протес­танты, проповедовавшие отказ от насилия, смирение, больше ста лет разбивали свои поселения по соседству с запорожцами еще в конце XVIII века.  

Но после начала Первой мировой войны численность немецких колонистов стала падать. На меннонитов, как на выходцев из Германии, начались гонения. Их стали призывать в армию, а за отказ объявляли врагами. Поэтому меннониты стали уезжать. Последний надгробный камень меннонитов на старом Хортицком кладбище отмечен 1914 годом. 

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

В поисках ангела 

Юрий Батаев вот уже несколько лет изучает дно самой большой реки Украины. Его давно заинтересовали рассказы об Айнлаге - небольшом поселке, где в конце XVIII - начале XIX веков жили меннониты. Под воду ушли старинное кладбище и огромная скульптура ангела. Эти объекты и захотел найти запорожский дайвер. 

- Мне на глаза попался снимок кладбища меннонитов: на фоне традиционных надгробных плит и стел выделялся ангел из белого мрамора. Скульптуру в память о супруге поставил местный промышленник Унгер. Собственно, эта деталь и легла в основу экспедиции, - вспоминает Юрий Батаев.

Дайверу удалось отыскать кладбище, хотя свою находку он "опознал" не сразу. 

Сначала нашел мраморный постамент. А уже рядом нашел и упавшую стелу. С одной стороны она была шершавой, но другой бок ее оказался идеально отполированным.           

- Стела лежит в неудобном для исследования положении. Сторона, на которой должны быть выбиты буквы (явно с данными о захоронении), упирается в постамент, поэтому прочесть надпись невозможно, - пояснил Юрий Батаев. - Чтобы добраться до гравировки, нужно камень либо развернуть, либо поставить на постамент. Конечно, если бы находкой заинтересовались историки, дело пошло бы веселее. Вместо лопат в ход пустили бы специальную технику.

Тем не менее нырять в месте захоронения Батаев планирует и дальше - ангела ведь он еще не нашел! А недавно даже объявился житель Германии, потомок меннонитов, родственники которого, предположительно, похоронены на затопленном кладбище.