Корреспондент "КП в Украине" - редактору: "Все. Ушла в монастырь"

Корреспондент "КП" в Украине" провела один день в женской обители.

В обители пока один сестринский корпус с двумя храмами. Фото: Оскар Янсонс

- Выходите, приехали!

Голос водителя автобуса прогнал утреннюю дрему, заставив резко вскинуть голову. Я оглянулась вокруг. В салоне - ни души. Пассажиры рейса Киев - Большая Ольшанка вышли раньше, там, где между аккуратными домиками по-апрельски зеленели луга, блестела вода и шуршал сухой камыш, и мы оказались единственными путешественниками "до конечной".

На пустынной улице стояла практически абсолютная тишина. Ни людей, ни машин. Одним словом, "тишь да гладь да Божья благодать". Идеальное место для монастыря.

Привет из Византии

Пара минут, и мы около высоких ворот женского монастыря в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение". Над входной деревянной дверцей - небольшой крест, чуть ниже - цветная мозаика со Спасом Нерукотворным. Звоним.

- Вы в монастырь? Проходите. Идите по дорожке, там вас встретят, - приветствует вышедший сторож.

Монастырь по-настоящему красив. Он совсем не похож на те мрачные замки, которые показывают в кино. Каменная дорожка бежала через зеленый газон. Вот массивная лавочка, выпиленная из старого дерева. Несколько черепичных навесов, церковная лавка, афонского вида поилка, вход в погреб, который в шутку сестры называют ближними пещерами, как в Киево-Печерской лавре. По одну сторону от главного здания летняя кухня, с другой, чуть подальше, раскинулся огород, а еще - коровник и курятник. 

Но самое интересное здесь - сам монастырь. Небольшой каменный храм со свинцовой крышей, типичная афонская колокольня со старинными колоколами соединены с трехэтажным корпусом: деревянные балконы, черепичная крыша - классический византийский стиль. Даже не верится, что такую красоту смогли построить всего за четыре года. В 2008 году на этом месте был залит лишь фундамент, а уже в 2013-м сюда смогли заселиться первые насельницы, была совершена первая литургия. 

Постно и вкусно

Приехали мы рано - в храме шла служба. Идем по прохладному притвору - так называется пристройка перед входом в храм - на звук высокого, нежного голоса одной из сестер. На стенах иконы, рядом - подсвечники и массивные стасидии:  деревянные кресла с откидными сиденьями - тоже византийская традиция. Через открытую дверь видим молящихся сестер в рясах. Они бьют поклоны, голоса завораживают, и мы даже не заметили, как к нам подошла матушка Арсения:

- Спаси Господь! Спокойно доехали? Мойте пока руки, скоро трапеза.

На завтрак в столовой собираются десять человек - все обитатели монастыря. К столу подают пшенную кашу, варенье, роллы из лаваша и оливок, халву, овощи, цветочный чай, растения для которого собирают сами насельницы обители.

Кстати, продукты в монастыре свои: сейчас овощи, а вне поста еще молочное, яйца. Если все же чего-то не хватает, трапезная сестра составляет список и с благословения матушки отправляется за покупками. Но ничего мясного - в монастырях это не принято.

Трапезничают молча, лишь одна из монахинь читает вслух жития святых. Матушка стучит молоточком по столу, чтец замолкает. По звуку матушкиного колокольчика все встают на молитву после трапезы.

- Такой обычай существует в монастырях на Афоне. А кушать чтец садится после того, как все уходят, - видя наше недоумение, объясняет матушка игуменья Арсения. - Это своего рода дежурство на неделю. 

"Посадим кукурузу для попкорна"

Матушка приглашает нас на экскурсию по монастырю. Казалось бы, небольшое здание, а помещений много. Все светлые, чистые, едва ли не во всех горшки с цветами. Самая красочная - архондарик (гостиная). Несколько старинных кресел, трон, куда садится архиерей или старец. На стене старинная золотошвейная фелонь - риза без рукавов для священника. Вдоль стен массивные диванчики с узорчатыми подушками. Одна из них просто умиляет - бегущий по светлой ткани серый заяц. 

- Тут мы принимаем гостей, угощаем чаем или кофе, - рассказывает наша провожатая. - Также сестры здесь занимаются пением. В монастыре поют византийским распевом. 

Второй этаж - келейный. Сюда посторонних не пускают, но нам разрешили заглянуть в одну из пустующих келий. Она невелика, помещается кровать (две, если это гостевая келья), столик, шкаф и кресло. На две комнаты один санузел.

Всего корпус рассчитан на 15 человек. В келье не разрешено заниматься послушаниями (повседневной работой), так как человек в любой момент может быть нужен кому-то по хозяйству, а в чужие кельи запрещено заходить. Хоть двери без замков, когда что-то нужно у соседки - стучат, произнося молитву. Если отвечают "Аминь", значит, можно приоткрыть дверь и сказать, что необходимо.

На стене лестницы - колокол.

- Будильщица бьет в него в 05.30, но к этому времени все давно на ногах - кто у животных, кто на кухне, кто в пономарке готовится к службе. В шесть утра начало службы, которая в Пост длится четыре часа, потом трапеза. Зимой после этого обычно все могут немного отдохнуть, сейчас же, когда начинается сельскохозяйственный сезон, все идут на послушания. В два часа обед, а в шесть - вечерняя служба, и затем наступает свободное время. Но я всех всегда прошу ложиться спать не позже одиннадцати вечера, все же нужно выспаться - силы не безграничны, - объясняет матушка здешний распорядок дня.

- А как же большие праздники?

- Работы приостанавливаются, но дойку коров и кормление кур не отменишь. А так послушания замирают, вечером в свободное время мы можем посмотреть на компьютере фильм. Если не постный день - можем мороженое съесть, вот еще посадим кукурузу для попкорна, - улыбается настоятельница. - В основном смотрим духовные картины - документальные ленты о старцах, о святых, уважаем и советские фильмы. "Старший сын" - наш любимый. Кстати, есть и свои традиции: на именины сестер готовим сюрприз - делаем торт или какой-то смешной салат в виде зайчика, например.

Кельи похожи одна на другую, но в этой стоял еще и станок для вышивания.
Фото: ЯНСОНС Оскар

На полках - Чехов и Гоголь

Идем по коридору со старинными литографиями монастырей. Вот небольшая кухонька для хворающих сестер, где они могут выпить чаю или лекарства, ведь в кельях не держат еды и питья. Рядом холл с камином и фортепиано, швейная с выходом на колокольню и терраса, где выращивают рассаду для огорода - помидоры, перцы, баклажаны, артишоки, спаржу, травы для чая. Этажом выше находится домовый храм преподобного Ионы Киевского - единственный пока в Украине. Рядом с храмом - библиотека. На полках не только духовная литература, но и художественная: Чехов, Достоевский, Гоголь, Лесков. Энциклопедии, книги по саду и огороду, художественные альбомы.

- У нас более трех тысяч книг. Но если нужен срочный ответ на трудный вопрос по работе, спросив благословения, сестра может зайти в интернет, - говорит игуменья (кстати, и у обители есть свой сайт oiu.church.ua. - Авт.).

Любое дело, будь то сбор меда, варка варенья или изготовление мыла, должно делаться за послушание, с благословения матушки для пользы монастыря. Размеренная жизнь хоть и многозаботная, но без повседневной выматывающей нервной спешки. Может, поэтому все здесь пропитано каким-то благодатным спокойствием.

Распрощавшись с сестрами, выходя из ворот монастыря, я задумалась: смогла бы сама вот так - молиться, трудиться, все делать с разрешения и ни о чем не беспокоиться? Есть в такой жизни что-то притягательное. Но мои мысли прервал резкий звонок мобильника. Редактору вдруг захотелось срочно узнать, как у меня успехи. Пришлось отчитываться. Эх, суета сует…