Заваров: "Узнали о катастрофе 1 мая"
30 лет назад, 2 мая 1986 года, киевское "Динамо" второй раз в своей истории выиграло Кубок обладателей Кубков европейских стран. В финальном матче, который состоялся во французском Лионе, динамовцы со счетом 3:0 уверенно обыграли мадридский "Атлетико". А за несколько дней до суперматча в Украине разразилась чернобыльская катастрофа. Массовые мероприятия, в том числе и спортивные, никто и не думал отменять. 27 апреля на Республиканском стадионе в присутствии 82 тысяч зрителей "Динамо" встречалось со "Спартаком" в матче чемпионата Советского Союза.
Своими воспоминаниями о тех днях поделились известные динамовцы, участники еврокубкового триумфа.
- Мы узнали, что произошло, только 1 мая, ведь радиацию никак не ощутишь, - вспоминает Александр Заваров, нападающий "Динамо". - О масштабах катастрофы лишь догадывались, но когда ехали в Лион, для себя внутри команды решили, что не можем проиграть. Хотелось подарить людям хоть какую-то радость на фоне разразившейся трагедии. Из Лиона мы сразу уехали в расположение сборной СССР, а остальных ребят на вокзал никто не приехал встречать.
"Все нормально, ничего не болит"
Полузащитник "Динамо" Василий Рац был удивлен тем, что важнейший матч не вызвал ожидаемого ажиотажа:
- По-настоящему масштаб трагедии осознали, только когда приехали во Францию. Все новостные передачи по телевидению начинались со слов "Чернобыль. Авария. Радиация". Нас вообще не спрашивали о футболе, только об аварии. У меня никого не было в Киеве, к тому времени я еще не женился, а родители жили в Закарпатье. А вот ребята, конечно же, бросились звонить домой родным. Пытались отправить детей из города.
По словам защитника Олега Кузнецова, сразу после аварии на ЧАЭС никто не владел информацией о том, что произошло на самом деле:
- Когда выходили на поле в матче со "Спартаком", не владели никакой информацией по Чернобылю. Сразу же после матча уехали в Москву готовиться к финалу Кубка Кубков. После победы мы в Киев не возвращались - начали подготовку к чемпионату мира. Мы совершенно не понимали всей серьезности трагедии. Вроде бы все нормально, ничего не болит. Но на всякий случай зарядку и разминку на базе в Конче-Заспе стали проводить не в лесу, как прежде, а на поле. Кто-то сказал, что, мол, хвойные деревья "впитывают" радиацию, опасно это. Достоверной информации ведь не было, никто ничего толком не объяснял. А потом на базе и первые дозиметры появились. Помню, что в магазинах исчезло красное вино - его рекомендовали пить для вывода радиации из организма.
|
Блохин: "Дочку не выводили на прогулки"
Нападающий Олег Блохин рассказывает, что в то время очень испугался за дочь Иришу, которой было всего три годика.
- Во Франции, когда мы приехали, нас больше спрашивали не о футболе, а не заряжены ли мы какими-то частицами и еще чем-то. А когда мы уже выиграли, сказали, что мы "благодаря" Чернобылю так бегали. Может, это сейчас смешно, а тогда это совсем не смешно было.
Моя семья в это время оставалась в Киеве, уже после возвращения из Франции отправил их в Миргород к родственникам. Но когда семья вновь приехала домой, дочь решили какое-то время на прогулки не выводить. Дозиметр, который подносили к одежде, "трещал"!
|
Бессонов: "От нас шарахались"
Полузащитник Владимир Бессонов после аварии ездил в Чернобыль выступать перед ликвидаторами.
- Я договорился с нападающим тбилисского "Динамо" Ревазом Челебадзе и отправил жену к нему на дачу в Кобулети. Он сам предложил - сказал, что в его доме у моря места хватит всем родным. Об аварии узнали после матча со "Спартаком", но всей серьезности никто не понимал. Лобановский сказал, что на станции был пожар, но, мол, уже ничего страшного - все потушили.
А вот во Франции о Чернобыле трубили все каналы. От нас же шарахались! Говорили, что мы все заражены.
Кстати, Бессонов той же весной побывал в Чернобыле - футболистов отправили выступить перед ликвидаторами, поддержать их и рассказать о триумфе в Кубке Кубков. Никаких особых средств спецзащиты у футболистов не было - их разве что предупредили, что всю одежду после визита придется выбросить.
В ТЕМУ
Лобановскому пришлось прятаться в кинотеатре
Футбольный комментатор Валентин Щербачев, который вел репортаж матча "Динамо" с "Атлетико" в прямом эфире на Центральном телевидении, утверждает, что главный тренер киевского клуба Валерий Лобановский до конца не верил в серьезность трагедии.
Комментатор вспоминает, что перед отъездом во Францию пытался объяснить Валерию Васильевичу что-то о радиации и опасности, но тот лишь отмахнулся.
Осознал серьезность ситуации уже в Лионе, когда на улице к тренеру подходили взволнованные люди, но вовсе не за автографом или футбольными вопросами - расспросить о катастрофе.
- Спрятались с Валерием Васильевичем в кинотеатре. Посмотрели, кажется, два сеанса, прежде чем решили выйти на улицу, - вспоминал Щербачев.