Имя легендарного чемпиона греко-римской борьбы, олимпийского чемпиона 1952 года, семикратного чемпиона СССР, трехкратного чемпиона Украины Якова Пункина в родном городе помнят лишь его благодарные воспитанники.
Как и многие известные спортсмены, Яков Григорьевич закончил жизнь в бедности, будучиподсобным рабочим в спорткомплексе. Имя незаслуженно забытой олимпийской легенды пытаются возродить. В Запорожье проводятся юношеские турниры его памяти по греко-римской и вольной борьбе. В 2006 году Запорожская городская федерация греко-римской борьбы учредила медаль имени Якова Пункина. Президент городской федерации греко-римской борьбы заслуженный тренер Украины Валерий Смирнов готовит книгу о чемпионе, которую планирует выпустить в октябре этого года, ко дню города.
С детства ничего не боялся
…Все свое детство и юность будущий олимпийский чемпион провел в Запорожье, где родился в 1921 году в еврейской семье. Мальчишка с детства отличался бесстрашием. Вспоминал, как однажды во двор, где он играл с ребятами, вбежала огромная овчарка.
- Играли мы в нашем дворе с пацанами в "расшибалку", - рассказывал спортсмен. - Вдруг влетает огромная овчарка. Мальчишки разбежались, кричат мне: "Яшка, тикай быстрее!" А я почему-то не испугался, пошел навстречу псу, оскалившему зубы. И вдруг он перестал рычать, подошел ко мне, завилял хвостом и лизнул мне руку.
Борьбой Яков занялся в 14 лет. Как он сам объяснял, "чтобы быть не слабее остальных". Занимался греко-римской (тогда она называлась французской) и вольной борьбой. Уже в 17 лет Пункин попал в десятку лучших спортсменов Запорожья, отлично проявив себя на командном первенстве СССР, а в 1940-м впервые стал чемпионом Украинской ССР в полулегкой категории.
В том же году Пункин оканчивает курсы тренеров в Киеве и становится тренером ДСО "Динамо". Продолжает усиленно тренироваться, планирует победы на чемпионатах республики.
В апреле 1941 года Якова Пункина призывают в Красную армию и направляют в танковую школу в Белоруссии. Курсант школы младших командиров Пункин в свободное время готовится к чемпионату округа по французской борьбе. Яков готов был порадовать своих командиров, став чемпионом Западного особого военного округа, который должен был состояться в конце июля в минском Доме офицеров. Однако все закончилось 22 июня 1941 года.
После концлагерей весил 36 килограммов
Повоевать Якову пришлось меньше недели. Он был контужен, лежал в лесу в ожидании санитарной машины, но его не успели вывезти - попал в плен. Фашисты загнали всех за колючую проволоку, но группе спортсменов из 6 человек (Яков среди них) удалось прорваться из окружения в лес.
После месячных блужданий, голодные и оборванные, они набрели где-то на границе между Белоруссией и Литвой на одинокий хутор и тут же повалились спать на сеновал. А хозяин, чтобы услужить немцам, сообщил о них в комендатуру. За задержанием последовал Волковыск, концлагерь "Мепен". Беглецы влились в многотысячную колонну наших пленных. Выступивший перед строем немецкий офицер приказал выйти коммунистам, комиссарам, офицерам и евреям. 40 человек вышли вперед. Вышедших из строя тут же расстреляли.
Яков, втянув голову в плечи, остался стоять в строю. Впоследствии выдавал себя за осетина.
В лагере ежедневно от голода умирали 60-70 человек. Приходилось работать на каменоломнях, вдобавок неустанно сверлила мозг мысль, что найдется в лагере предатель, знающий о национальности Якова, и выдаст его.
После концлагеря в Волковыске Пункина перевезли в концлагерь "Фулин" в Германии. В немецких концлагерях, пережив тиф, он провел еще три года.
В апреле 1945 года стало известно, что фашисты будут всех расстреливать. Дважды Яков бежал из лагеря, второй раз удачно. Две недели блуждал в лесу, пока не вышел навстречу наступающим американским войскам. Те передали его советским. Когда наши солдаты увидели Пункина, то решили, что подобрали мальчика. В 24 года Яков весил 36 килограммов! Его поместили в госпиталь, где лечащий врач приговорил: "Жить, Пункин, будете, но спорт - никогда!"
Однако, прослужив после госпиталя три года в Магдебурге, Яков, возобновил занятия борьбой. И в 1947-м стал чемпионом Вооруженных сил по классической борьбе.
В 1948 году Пункин вернулся в родное Запорожье, а через год стал чемпионом СССР. Потом еще дважды повторил это достижение, добившись права выступить на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки.
На Олимпиаде довел судью до слез
Правда, накануне "доброжелатели" написали на него донос, обвинив в злоупотреблении алкоголем, аморальном поведении и усомнившись в его благонадежности. Но этот донос так и остался в архивах КГБ - в столицу Финляндии Пункин поехал в статусе фаворита.
На Олимпиаде Пункин, выступая в полулегкой весовой категории (62 кг) по греко-римской борьбе, одержал пять безоговорочных побед, в трех схватках тушировав соперников. Журналисты всех изданий писали тогда о его феноменальной технике. Особенно восхищали всех его знаменитый "винт" - бросок прогибом и молниеносная скорость.
Знаменитый тренер Марк Португал рассказывал о том броске: "После контузии у Пункина был нервный тик: слегка подергивались плечо и часть лица. Сопернику и казалось, что бросок будет влево, а Яков внезапно разворачивал его вправо. Непроизвольными ложными движениями он ставил в тупик абсолютно всех. Добиться этого путем тренировок, конечно, невозможно".
Первая олимпийская чемпионка в истории СССР Нина Пономарева утверждала, что после финальной схватки судья того поединка, взглянув на руку Пункина, расплакался.
- Он побеждает, судья вскидывает руку - и все видят ниже локтя номер, оставшийся от концлагеря. Судью будто током ударило. Закатывает рукав - у него тоже наколот ряд цифр. Оказалось, сидели в одном лагере! - рассказывала Пономарева.
После той знаменитой победы Яков Пункин еще дважды выигрывал чемпионат СССР, но на чемпионате мира 1953 года остался только пятым. В крупных международных турнирах он больше не участвовал. На Олимпийские игры-1956 Пункин не пробился, проиграв в чемпионате страны Роману Дзнеладзе, будущему олимпийскому призеру.
С 1961 года Яков Григорьевич перешел на тренерскую работу, воспитав большую плеяду замечательных спортсменов.
- Яков Григорьевич был счастливо женат, жену ему "сосватали" родные сестры, когда он вернулся после войны в Запорожье, - рассказал Валерий Смирнов. - Они жили в любви и согласии. Супруга ушла из жизни в 90-х, самого олимпийского чемпиона не стало в 1994 году.
Глава городской федерации греко-римской борьбы хлопочет о том, чтобы имя первого олимпийского чемпиона Украины и СССР было присвоено Запорожскому спортивному интернату, а улица Дивногорная, на которой он расположен, носила бы имя Пункина. А рядом с памятником выдающемуся тяжелоатлету Леониду Жаботинскому хотят установить памятник не менее известному земляку Якову Пункину.