"Нафтогаз Украины" считает целесообразной продажу 49% акций оператора украинской газотранспортной системы. Похоже, в ближайшее время может развернуться битва вокруг украинской украинской газотранспортной системы (ГТС). В условиях строительства обходных газопроводов вокруг Украины, газовый монополист предлагает продать часть украинской трубы иностранному инвестору, чтобы тот самостоятельно занимался поиском покупателей российского топлива в Европе и не давал снижаться объемам транзита. При этом сумма даже ниже, чем в свое время предлагал за нашу ГТС "Газпром".
Во сколько оценили трубу?
В прессе снова всплыла цифра в 14 миллиардов долларов, в которую в начале года оценили украинскую ГТС. За половину этой суммы "Нафтогаз" предлагает продать ее 49 % инвесторам.
"Стоимость ГТС, по оценке авторитетной международной компании, составляет около 14 млрд долларов. Украинское законодательство позволяет квалифицированному международному партнеру приобрести до 49% в уставном капитале оператора ГТС Украины. Если международный партнер заплатит соответственно 7 млрд долларов за 49% акций оператора ГТС, то такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне. Только партнерство, которое будет непосредственно направлено на реализацию стратегической задачи сохранения ключевой транзитной роли, будет соответствовать интересам Украины", – цитирует агентство "Украинские новости" письмо "Нафтогаза" со ссылкой на документ.
Правда, эксперты говорят, что оценка в 14 миллиардов базируется на прогнозе, что транзит через украинскую ГТС резко сократится. Если же транзит останется на нынешнем уровне, ГТС может стоить в несколько раз дороже – от 30 до 40 млрд долларов. Правда, дилемма заключается в том, что без инвестора сохранить его на нынешнем уровне вряд ли получится. Так же в свое время "Газпром" оценивал украинскую ГТС в 20 млрд долларов.
Зачем продавать?
По сути, пойти на такой шаг, как "продажа" 49% акций украинской ГТС, нашего монополиста заставляет пойти политика "Газпрома", который строит обходные газопроводы, чтобы снизить транзит через нашу страну. Так, например, к концу 2020 года может заработать "Северный поток-2", который строится, несмотря на грозы со стороны США. Так же активно ведутся работы по строительству газопровода "Турецкий поток", сроки запуска которого могут совпасть с "Северным потоком-2".
По оценкам экспертов, после их запуска транзит через украинскую ГТС составит не более 15-30 миллиардов кубометров, вместо нынешних 80-90 миллиардов кубов.
То есть формально у нашей страны осталось два года для того, чтобы решить надвигающиеся проблемы с сокращением газового транзита. Более того, контракт "Газпрома" с "Нафтогазом" истекает в 2019 году. И с начала 2020 года придется или продевать нынешний контракт на транзит или заключать новый. Ведь, как минимум год "Северный поток-2" работать еще не будет. В "Газпроме" категорически отвергли идею продлевать нынешний контракт. Поэтому есть два варианта развития событий – если объемы прокачки через Украину будут невысокими, то газ могут отдавать прямо на границе с Россией. Чтобы вопрос транзита лежал уже на европейской стороне или Украине. Если же объемы будут большими, то будут заключен краткосрочный контракт до момента ввода в действие "Северного потока-2".
Кто будет инвестором?
Пока что эксперты предполагают, что у руководства "Нафтогаза" есть предварительные договоренности с одной из американских компаний. Однако, провести разделение функций "Нафтогаз Украины", который одновремеменно является поставщиком и транзитером газа, а так же управляет подземными газовыми хранилищами (ПХГ), быстро не получится. Хотя Украина и взяла на себя такие обязательства в рамках Третьего энергопакета.
Правительство даже создало оператора ГТС, но он существует пока только на бумаге. Все дело опять же упирается в договор с "Газпромом", который действует до конца 2019 года. Этот документ запрещает "Нафтогазу" выделять из своего состава оператора ГТС до конца действия договора. Если его нарушить, то "Газпром" может подать новый иск в Стокгольмский арбитраж. То есть, продать "трубу" или ее часть можно будет только с 2020 года.
Что это значит для простых людей?
Как ни странно, но продажа части трубы выгодна для Украины. Сделать это нужно, конечно, по максимально возможной цене, но даже семь миллиардов при условии сохранения транзита – это неплохая сумма.
Первый важный момент – это объем транзита газа. Если его удастся сохранить на уровне 90 млрд кубометров в год и разделить прибыль от этого пополам с инвестором, то это все равно выгоднее, чем транспортировать 20-30 млрд кубометров в год самостоятельно. В этом случае Украина получит прибыль от транспортировки минимум 45 млрд кубометров, а все расходы будет делить пополам.
Второй важный момент – это прибыль от продажи ГТС. Сумма в семь миллиардов долларов может решить часть долговых проблем нашей страны и поддержать национальную валюту. Хотя, если удастся поторговаться и получить 10 или 15 миллиардов долларов, то это будет еще лучше.
Ну и в третьих, именно сохранение транзита российского газа с востока на запад в Европу выгодно всем потребителям, так как в реверсном режиме ГТС будет работать не в своем проектном режиме. Напомним, как работает наша труба. По сути ГТС - это не одна труба, которая идет с востока на запад, а множество газопроводов, которые используются, как для транзита российского топлива в ЕС, так и для доставки газа на предприятия и в дома украинцев. При этом трубы прокачивают газ в одном направлении с востока на запад. Пока российский газ идет в Европу через территорию Украины, наши потребители разбирают одновременно украинский и российский газ. Излишки в течении теплого периода года закачивают в подземные хранилища, а зимой, в морозы, когда отбор российского газа увеличивается, то закачанное летом топливо поднимают из ПХГ и добавляют тот объем, который потребители отобрали по пути газа через Украину. При этом основной отбор происходит в основном на востоке страны, где большая плотность населения и много промышленных предприятий.
- По сути "Газпром" оплачивает доставку газа в дома украинцев, - поясняет энергетический эксперт Дмитрий Марунич. – Если транзита не будет и Россия откажется нам продавать топливо, то придется переделывать газокомпрессорные станции и разворачивать направление ГТС в обратном направлении, чтобы доставить газ из Европы до восточных границ Украины.
То есть, в случае прекращения транзита российского топлива через Украину, придется потратиться не только на реконструкцию системы, но и самой платить за тот технологический газ, который используется при доставке топлива. Сейчас его частично оплачивает "Газпром".