Уроженец Запорожской области Александр Ивченко создал двигатели, на которых летали военные бомбардировщики, совершались трансатлантические перелеты и заработала знаменитая мотопила. В этом году исполняется 115 лет с дня рождения инженера.
Он прожил до обидного мало - 65 лет и всю свою сознательную жизнь посвятил службе небу. О гениальном конструкторе и академике Александре Ивченко мир узнал только после его смерти, в 1968 году. Между тем без двигателей, которые были созданы им при жизни, а затем под руководством его учеников и преемников, не проложили бы воздушные трассы на все континенты самолеты семейства "Анов", включая самые большие в мире "Русланы" и "Мрiю", знаменитый Ил-18, вертолеты Братухина, Камова, Миля, а также самый мощный в мире Ми-26 и грозный Ка-50 "Черная акула"…
|
Двигатели, на которых бомбили Берлин
Будущий авиаконструктор Александр Георгиевич Ивченко родился в 1903 году в городе Большой Токмак Запорожской области. С детства мальчик интересовался техникой, но лишь в 1930 году поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт. До этого работал на заводе: сначала учеником, а потом, по примеру отца, литейщиком.
Первые успехи будущего конструктора проявились в довоенные годы в Запорожье на моторостроительном заводе. Вместе с коллегами Ивченко удалось модифицировать двигатель М-88 до серийного производства. Именно ими оснащались советские самолеты в период Второй мировой войны. Это был двигатель, который с нетерпением ждала отечественная авиация, о чем свидетельствует текст телефонограммы Верховного главнокомандующего Сталина руководству завода: "Если вы действительно хотите помочь стране и Красной Армии, обеспечьте выпуск моторов М-88..." Благодаря таким двигателям был осуществлен авиационный рейд с бомбардировкой гитлеровского Берлина в августе 1941 года.
Во время войны завод, где Александр Георгиевич уже был заместителем главного конструктора, эвакуировали в Омск. На то время в семье Ивченко были три дочери. Дни и ночи конструктор и его жена Прасковья Михайловна, инженер-литейщик, проводили в холодных цехах. Разрабатывали двигатели, которые устанавливались на истребители Ла-5, Ла-7 и бомбардировщики Ту-2.
|
После освобождения Запорожья семья Ивченко вернулась. Конструктор вместе с коллегами постепенно возродили из руин завод и конструкторское бюро, быстро освоили выпуск моторов для мирных самолетов и вертолетов.
- За это папе, его заместителям Владимиру Лотареву и Александру Анашкину в 1948 году была присуждена Сталинская премия, они получили 200 тысяч рублей на троих, - вспоминала младшая дочь Ивченко Наталья. - На эти деньги родители и семья Лотаревых построили себе дома в заводском поселке. До этого наша большая семья жила в квартире без мебели. Спали на соломе. К тому времени нас у папы и мамы было уже пятеро.
"Союз крылышек и лопаток"
С 1948 года Александр Георгиевич начинает сотрудничество с выдающимся авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым, разрабатывая двигатели нового типа АИ-20 для самолетов семейства Ан. Это был своеобразный, как потом скажут специалисты, "союз крылышек и лопаток". Как отмечал академик Борис Патон, "выход на воздушные трассы каждой совместно созданной крылатой машины знаменовал новое серьезное достижение науки и техники. Они смело шли на применение новых технологий, материалов и этим открывали новые перспективы в авиастроении".
В конце 1957 года двигатель АИ-20 успешно прошел Государственные стендовые испытания, и транспортный самолет Ан-10, на котором были установлены четыре двигателя, поднялся в воздух. Полет прошел удачно. В 1958 году эти двигатели установили и на Ил-18.
|
В процессе эксплуатации на двигателе АИ-20 был достигнут самый большой межремонтный ресурс - 8000 часов и назначенный - 22 000 часов. Ни один отечественный двигатель не имел такого уникального ресурса.
Эти шедевры двигателестроения на долгое время становятся основной продукцией моторного завода в Запорожье, а бюро Ивченко получает союзный статус. В 1960-м за создание самолета Ил-18 и двигателя к нему АИ-20 Ильюшину и его соратникам -главному конструктору Ивченко и сотрудникам его бюро Лотареву, Пантелееву, Зленко и Шведченко - была присуждена Ленинская премия.
Кроме того, отдельным направлением деятельности запорожских моторостроителей стала основанная Александром Ивченко программа, задача которой - перенести авиационные технологии к наземным приложениям. Программа началась с создания и широкомасштабного промышленного выпуска в 50-х годах бензопилы "Дружба". Затем авиационные двигатели впервые были модифицированы для применения в нефтяной и газовой промышленности, при тушении пожаров и т. д. А с 1966 по 1968 год под руководством Александра Ивченко авиационные двигатели типа АИ-20 были трансформированы для создания скоростных судов на подводных крыльях "Буревестник", на воздушной подушке "Сормович", газотурбохода "Тайфун", то есть было сформировано новое поколение скоростного речного и морского флота.
Было дело
Тост за "бракодела"
В жизни гениального авиаконструктора случалось немало казусов. Однажды после смотра новой авиационной техники на подмосковном аэродроме "Монино" Леонид Брежнев, знавший Ивченко еще в бытность секретарем Запорожского обкома, подвел его к первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. Узнав, что у генерального конструктора двигателей пятеро детей и все девочки, Никита Сергеевич предложил тост за… "бракодела", причем не сразу объяснил, что подразумевал. Те, кто не знал семейного положения Ивченко, опешили.
Впрочем, и Александр Георгиевич любил острое словцо и юмор. Как-то, когда Хрущеву впервые показали новенький пассажирский лайнер Ан-10 с ивченковскими двигателями АИ-20, Никита Сергеевич брякнул: "А говорили, что самолет некрасивый, пузатый. Но мне нравится! Вот я пузатый, так что, некрасив?" - "Никита Сергеевич, - ответил Ивченко. - У нас, как у моряков: все, что выше колен, считается грудью!" Все расхохотались. Говорят, Хрущеву эта шутка настолько понравилась, что он тут же согласился выделить средства на строительство 75-квартирного дома для моторостроителей, и дом был построен.
Шутки шутками, но Ивченко очень близко принимал к сердцу неудачи, связанные с авиацией. В августе 1960 года под Киевом разбился Ил-18, причина - сбои в работе двигателя, что привело к пожару. Специалисты проверили более тысячи двигателей и пришли к выводу, что в данном случае к катастрофе привел не конструкторский, а производственный брак. Тем не менее лишь в течение сентября 1960 года Ивченко 22 раза вызывали в Москву на ковер. Чтобы отвести угрозу от молодого директора завода, которого могли снять с должности, всю ответственность главный конструктор взял на себя.
Летом 1965-го у Александра Георгиевича случился инсульт, а еще через три года, в 1968-м, академика и авиаконструктора не стало. В 2009 году основателю школы авиастроения в Запорожском КБ "Прогресс" был установлен памятник. Гениального конструктора помнят, дело его продолжает жить. Авиадвигатели, разработанные ГП "Ивченко-Прогресс", ныне применяют на 60 типах летательных аппаратов более чем в 100 странах мира.
В тему
Самые известные двигатели Ивченко:
- двигатель М-89, устанавливался на самолеты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2А);
- двигатель АШ-82ФН, устанавливался на самолеты генерального конструктора Лавочкина - Ла-5 и бомбардировщики Туполева - Ту-2;
- семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22;
- семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах Ми-1, Ми-6, Ми-10;
- первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40;
- двигатель АИ-2 для бензопилы "Дружба";
- гоночные двигатели семейства "Січ" для водномоторного спорта;
- газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях "Тайфун" и "Буревестник", судна на воздушной подушке "Сормович".