Журналисты «КП» помогли психиатрам разгадать секрет неизвестной науке болезни, которая делает человека роботом, лишенным памяти. Эта болезнь появилась вопреки всем законам психиатрии: известно же, что воспоминания в человеческую память укладываются послойно. Именно потому старушки помнят, сколько стоили бублики в дореволюционных лавках, и не знают, что делали вчера. Но вырвать из этого пирога отдельный кусок, касающийся личных воспоминаний, невозможно.
Во всяком случае, так психиатры думали еще несколько лет назад. Пока на телеэкранах и газетных страницах не замелькали вполне осмысленные лица пациентов психиатрических клиник, которым, как братьям, давали одну и ту же фамилию - Неизвестный. Эти люди знали, кто такой Пушкин, и кто Путин, и какой на дворе век, но лично о себе не могли рассказать ни слова. Вспомните их истории: казанский ученый Бахтияр, обнаруживший себя на автобусной остановке в Саратове, в котором до этого никогда не был. Немец Петр, непонятно как очутившийся в Волгоградской области вместо Ганновера. Стюарт «Красноярских авиалиний» Павел, который часами ездил в московском метро, надеясь, что его кто-нибудь узнает. И, наконец, Николай из Кемеровской области, очнувшийся на Казанском вокзале и не узнавший себя в зеркале. «Что это?» - подозрительно спрашивали его психиатры, показывая на часы. «Часы», - отвечал тот. А это? «Стрелки», - удивлялся он глупым вопросам. Николай вспомнил даже немецкий и татарский языки, но вот кто он и откуда, сказать так и не смог... «Этого не может быть!» - дружно вырывалось у докторов.
И вот сенсационный финал: ученые НИИ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского разгадали тайну этого неведомого науке синдрома. Более того: нашли обратный код и знают теперь, как вернуть человеку самое ценное, что можно потерять после жизни,- автобиографическую память.
«Он заплакал, когда понял, что хочет есть»
- Неужели в этом деле не обнаружилось никаких инопланетян и тайных разработок спецслужб? - с тайной надеждой спросила я у заместителя директора института доктора психологических наук Зураба Ильича КЕКЕЛИДЗЕ.
- Увы, - рассмеялся он. - Теперь мы все знаем. Ну или почти все. В марте состоится защита первой диссертации на эту тему, которую написала наша сотрудница Алла Милехина. Так что то, что я вам буду рассказывать, еще не публиковалось в научной печати. Один из наших профессоров, послушав тезисы, ахнул: да здесь материала хватит штук на 30 диссертаций!
- Пять лет назад у этой болезни даже имени не было. Помнится, его называли «синдромом утраты автобиографической памяти».
- Мы решили назвать его биографической амнезией. За это время в нашей лаборатории побывали примерно 40 таких пациентов. Но главное открытие не в том, что обнаружен новый вид амнезии. В том, что благодаря нашим «неизвестным» мы обнаружили явления, о которых доселе не знала наука. Например, способность отличать живое от неживого. Мы считали, что оно дается человеку автоматически - в отличие от собаки, которая лает на движущуюся машину и кусает колеса. Оказалось, нет: это чувство человек может потерять! Как и инстинкт продолжения рода, который, казалось бы, всем биологическим существам дан от природы.
- Вы хотите сказать, что кто-то из ваших пациентов забыл, что это такое?!
- Совершенно верно. В первом случае человек стал бояться поезда. Он думал, что тот на него нападет, как живое существо. Он не понимал, что это механическая вещь. Во втором - не знал, зачем нужно спать в одной постели с женой. Он все забыл! Он видел фотографии, где они были вместе, догадывался, что это - самый близкий человек, и с точки зрения сексологии с ним все было в порядке, но он совершенно не помнил, как нужно заниматься сексом. О чем идет речь? О том, что в случаях потери биографической памяти нарушаются глубинные структуры человеческого мозга, если уж изменения касаются самых основных инстинктов - самосохранения и размножения.
- А почему один «неизвестный» был не в состоянии вспомнить, для чего человеку зубная паста, а другой мог даже набрать текст на компьютере?
- Потому что у первого интоксикация была больше. Были и те, кто держал в руках деньги, не зная, что это. Самое тяжелое расстройство было таким: человек говорил - мне плохо. Что, болит что-то? - спрашивали мы. Нет, не болит. Позвали доктора, а пока дали ему чай с булкой. Он поел и понял... что был голоден! Представляете, это же один из главных человеческих инстинктов - а он не мог сообразить, что ему надо просто-напросто поесть! Он заплакал, когда это осознал...
«Клубок можно распутать»
- Но вам удалось выяснить, почему они потеряли память?
- Мы и так догадывались, что это не просто болезнь, которая вдруг налетела на человечество. Хотя когда директор нашего НИИ Татьяна Дмитриева в первый раз показала мне видеоинтервью с человеком, который ничего о себе не помнил, я засомневался и даже спросил: «А это не симуляция?» Наука психиатрия рушилась у нас на глазах. Получалось, что либо все концепции, по которым мы учились, неправильны, либо происходит то, чего наука еще не знает.
- Так кто же, кто тот злой гений, который помог этим людям забыть себя? И каким образом?
- Рассказываю самую последнюю историю: человек из Марий Эл обнаружил себя в одном из подмосковных городов, в котором до этого никогда не был. Его показали по телевизору, нашли родню, отправили домой и год держали в областной больнице. Какие-то куски воспоминаний к нему возвращались, но не более. Зачем он поехал в тот город и что с ним случилось, он сказать не мог. Привезли его к нам. Мы с ним полчаса поработали, и он вспомнил! Конечно, говорит, я приехал в Москву, потому что хотел устроиться на работу! Созвонился с работодателем, пересел на электричку, как было велено. В поезд вошли трое мужчин. Разлили водку и предложили выпить. Тот отказался. Тогда достали сок... В себя он пришел через несколько часов, в карманах ни документов, ни кошелька, голова абсолютно пуста... Другая история: человек из подмосковного Зарайска выиграл в автоматах 80 тысяч рублей, к нему подошли какие-то ребята, попросили угостить пивом. Угостил. Выпил из открытой бутылки. Через шесть часов очнулся: ни денег, ни верхней одежды, ни памяти. Он все вспомнил: дошло до того, что готов был даже опознать тех, кто его отравил. Но это уже не по нашей части, пусть этим занимается милиция... Третья история: в одном южном городе пропал мальчик. А он, как выяснилось, решил втайне от матери съездить в соседний городок, всего каких-то 25 километров. Пошел на станцию, на него там напали четверо, влили в рот какую-то жидкость и стали внушать: ты должен поехать в Москву и выполнить наше поручение. Он поехал. Здесь его и нашли.
- Прямо как зомби... Что же они ему такое влили?
- То, что влили, роли не играет. Я говорю о психотехнике. Четвертый пациент поехал в банк и за те несколько минут, что шел от припаркованной машины до нужного переулка, встретил женщину, которая его заговорила: ой, да что ж вы бледный такой, я вам помогу, возьмите платочек, протрите лицо. Ну он и вдохнул... После чего покорно пошел за ней и сел в машину. Его вывезли за город, влили что-то еще, пытаясь выманить номера банковских счетов, но... Я хочу сказать, что в медицинском институте надо учиться хорошо. Когда учатся плохо - получается конфуз: ему влили слишком большую дозу, а передоз раздражает желудок. Он проснулся от того, что его начало рвать, развязался и побежал по железнодорожным путям. Он не помнил абсолютно ничего, но мы восстановили все по минутам. Здесь была целая система задействована, которая это с ним сделала. И никому в голову не пришло, что этот клубок можно распутать.
|
«Не пейте с незнакомцами»
- Им всем, по вашей оценке, вливают какой-то один, особый препарат, украденный из секретной лаборатории?
- Нет. В каждом случае препараты разные. Из тех, что можно без рецепта купить в аптеке. Цели найти то самое вещество «Х» перед нами не стояло. Можно, конечно, озадачить этим профессионалов, но зачем? Это то же самое, как думать о том, каким образом задушить человека - руками или веревкой? Это же не играет никакой роли! В год синтезируется около 6 - 8 тысяч токсикологических веществ, которые вредны для человека. Любое из них может воздействовать. Но не у всех людей наступает именно такая реакция. Те сорок человек, которые побывали в нашей лаборатории, потеряли память. А все остальные, которым дали тот же самый препарат и точно так же стукнули по голове, пытаясь ограбить, - через два дня, может быть, пришли в себя.
- То есть на эффект зомбирования злопыхатели вышли случайно? Биографическая амнезия наступает из-за индивидуальных особенностей психики?
- Скорее всего, да.
- И совет может быть один. Известный: не пейте с незнакомцами...
- Именно. Потому что способы воздействия одного человека на другого с целью причинить ему вред становятся более изощренными. Человек - существо многогранное, он не может развиваться исключительно в сторону добра.
«Психиатрия - наука точная. Как математика»
- Удалось ли вам разгадать, почему наши «неизвестные» оказывались за километры от родного дома и в чистой одежде?
- Когда мы проанализировали, сколько времени они находились в беспамятстве, получилось немного - полсуток, сутки, трое суток, а не недели, как заявляли родственники. Отсюда и благополучный внешний вид. Что касается их передвижений?.. Когда они приходили в себя и понимали, что потерялись, мысли у всех были одинаковыми: этот город я не помню, ничего о себе не знаю, но возможно, я здесь родился, значит, у меня должны быть знакомые. Поэтому надо пройтись по центральным улицам - а вдруг кто-то меня опознает? Вот и ходили себе... Что же касается больших расстояний, то я вам привел пример: внушили человеку, что надо ехать в Москву, он взял билет, сел и поехал.
- А почему все эти случаи мы наблюдаем только с 1999 года? Что, раньше преступный мир до этого не додумался? Или психика людей была крепче?
- Нет, просто только тогда появилась система: журналисты, которые этих уникумов начали показывать на телеэкране и газетных страницах, и врачи, которые этим заинтересовались.
- Но вы же сами раньше говорили, что это невозможно: чтобы человек, сохраняя общий интеллект, забывал только свои личные данные!
- Мы как раз и исходили из этого, что такого не может быть: человек должен забывать все вместе. Если нарушается память, у него должно наблюдаться общее интеллектуальное снижение - словарный запас уменьшиться, запас знаний не соответствовать возрасту. Здесь же с самого начала все шло по-другому, и лишь некоторые признаки говорили об интоксикации. Когда мы это все сложили, мы и пришли к выводу, что это - результат внешнего воздействия. Психиатрия - наука точная. По ней если идешь, она ведет. Как математика. Додумывать ничего не надо.
Плохие воспоминания можно не возвращать
- Но как вам удалось вернуть им память обратно?
- Отрубить палец легко, а вот пришить... Мы исходили из того, что никакой мистики в том, что происходит, нет. Раз представляешь себе, КАК можно воздействовать, следовательно, можешь догадаться, и КАКИМ должен быть ключ. Но это уже наше ноу-хау, его я раскрывать не могу.
- Если, для того чтобы ввести человека в беспамятное состояние, нужно его ударить по голове и подпоить, следовательно... Вы что, им по голове стучали?
- Ну зачем? Мы не придерживаемся принципа «подобное лечат подобным». Был разработан комплекс мероприятий психофармакологии и психотерапии.
- Пять с лишним лет назад, когда я писала материал «Я - зомби!», ваши пациенты не вспоминали, а скорее верили той версии их жизни, которая была зафиксирована в семейных фотоальбомах. А сейчас что же? Неужели все-таки вспоминают?
- Абсолютно. Девушка (раньше считалось, кстати, что этот неведомый синдром поражает только мужчин. - Авт.) все вспомнила, кроме одного момента. Помнит, что возле уха был хлопок, когда она спускалась по лестнице. И все... С этими двумя часами провала у нас ничего не получилось, сколько мы с ней ни бились. Но это может быть связано с тем, что и вспоминать было нечего - если человек спал или находился под наркозом.
- А можно восстановить только хорошие воспоминания? А плохие стереть, как ластиком?
- Был и такой случай. Пациент в прошлом страдал игровой зависимостью, его мать умоляла нас не восстанавливать воспоминания о казино. Мы отказались, но в принципе это возможно: надо просто вовремя остановиться. Это как мясо - можно доварить, а можно не доварить. Никакого жульничества здесь нет. Надо знать каноны психиатрии.
- Так это же новая технология! Берем серийного убийцу, отбиваем ему память, а потом записываем на «жесткий диск» все, кроме тяги к убийству!
- Я не из тех, которые отбивают другим мозги. Я из тех, кто их пришивает.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Журналисты. И мораль
- Хотите знать, что нас во всей этой истории потрясло больше всего? - поделился напоследок Зураб Кекелидзе. - То, что одни пациенты просили: покажите меня по телевизору как можно быстрее, потому что, возможно, я что-то совершил, и люди могут подумать, что я скрываюсь, а я хочу отвечать за все свои действия, вдруг у меня есть дети, а я кого-то убил - что же тогда с ними будет?.. Никто из них, как выяснилось, ничего дурного не совершал, но вот другие пациенты были к этому, наоборот, равнодушны... О чем идет речь? О морали. Представляете: оказывается, мораль не зависит от того, что мы помним! Человек может ничего о себе не знать, а вот моральное кредо «Я в ответе за то, что совершил» у него сохранилось. Наверное, это все-таки природная черта, как цвет глаз и волос... Этот опыт нам предстоит изучать десятилетиями.
Но я хочу сказать следующее: в том, что мы сделали, роль средств массовой информации была огромной. Помните, я обещал вам, что разгадку мы обязательно найдем, как только наберем нужное количество случаев и картина станет ясной? Я в течение жизни мог встретить одного, максимум двух таких пациентов, а вы - «Комсомолка» и телекомпания «ВиД» - «поставляли» нам их десятками. Если бы не вы, разве бы нам могло прийти в голову, что человеческая мораль не зависит от памяти, а природные инстинкты можно потерять?
Галина Сапожникова ждет ваших откликов на сайте