Добрым словом и штрафами: как в небольшом селе борются с опасным аллергеном - амброзией

Под Днепром на нерадивых хозяев выписывают админпротоколы, которые влекут за собой штрафы до 1360 гривен.

Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ

К моему привычному "набору журналиста", состоящему из ручки, блокнота и телефона, с середины августа добавляется еще один обязательный предмет – таблетки от аллергии. Без них я рискую "зачихать" интервьюируемого. Любой выезд "в поля" в это время года для меня еще то испытание. Но работа есть работа, а тут как раз тема, которая близка мне как аллергику: в небольшом селе Волосское под Днепром объявили настоящую войну амброзии – одному из агрессивных аллергенов, из-за которого страдаю и я.

Староста округа Андрей Пинчук взялся уничтожать опасный сорняк с помощью штрафов, выписывая их тем, на чьих дворовых участках он не переводится. Насколько это результативно – отправляюсь убедиться воочию.

Говори – не говори, амброзия все равно продолжает расти

В село приезжаю в начале девятого утра, возле местного магазина пьют кофе две продавщицы, возле них – мужчина. Территория вокруг сельмага выкошена и убрана.

- А что, серьезно у вас тут за амброзию взялись? – интересуюсь я.

- Ну, староста сказал выкосить – мы и выкосили, правильно он за нее взялся, - отвечает мужчина. – Это ж для нашего здоровья, да и детвора бегает – зачем им гадостью дышать. Про штрафы слышал, но выписали ли уже кому – не знаю.

Людей на улицах села в эту адскую жару не видно, поэтому женщина, рвущая бурьян возле своего двора, сразу же бросается в глаза.

- Это вы стараетесь, чтобы штраф ненароком не припаяли? – спрашиваю.

- Ой, а я про штрафы ничего не знаю, - теряется женщина. – Я просто порядок навожу, чтоб чисто было. Про борьбу с амброзией ничего не слышала, но что ее уничтожать надо – согласна.

К сожалению, согласных бороться с амброзией в Волосском не так уж много, поэтому еще в прошлом году Пинчук начал информационную кампанию, обстоятельно рассказывая всем жителям, чем грозит сорняк и почему так важно его убирать. Поясняет: до этого был занят другими реформами, а в этом году дошел черед и до амброзии. Начал с разговоров, но слова как слова: в одно ухо влетели, в другое – вылетели. Да и не тот у нас менталитет, чтобы на "теорию" реагировать. И тогда Андрей Николаевич решил использовать более жесткие методы – составлять админпротоколы на тех, кто растит у себя аллерген и ничего не предпринимает для его уничтожения. Тем более, что и в законе это прописано.

- Разъяснительная кампания, к сожалению, не дала результата,  - вздыхает староста. – Совсем маленькая часть жителей обеспокоилась наведением порядка на своих участках. Поэтому сегодня мы развернули следующую кампанию – привлечение нарушителей к ответственности. Я вместе с несколькими активными жителями обходим домовладения. Там, где находим амброзию, составляем на хозяина административный протокол, который передается в админкомиссию сельсовета, и уже комиссия выписывает штрафы, размер которых от 360 до 1360 гривен – в зависимости от "масштабов катастрофы". Если человек не платит штраф, дело передается в исполнительную службу, и тогда она уже принудительно взыскивает этот штраф.

Активным жителям – бонусы в виде компостеров

По словам Пинчука, дворовые обходы продолжаются уже третью неделю. За это время составлено около 30 протоколов, которые сейчас на рассмотрении админкомиссии. Кроме протоколов, выписываются еще и предписания – в том случае, если амброзии возле двора совсем немного. Предписание – это нечто вроде предупреждения. Если оно игнорируется, и порядок не наведен, тогда уже составляется протокол. Особо совестливые, наведя порядок, сбрасывают старосте в вайбере фотографии выкошенной амброзии – к нам, мол, больше со своими проверками не приходите!

Как ни странно, в категорию нарушителей попали не только частные угодья, но даже местная амбулатория, которая, казалось бы, должна пропагандировать здоровый образ жизни. Впрочем, там уже исправились. А вот на улице, куда ведет нас Андрей Николаевич, в одном из огородов, прилегающих ко двору, амброзия высится едва ли не в человеческий рост. Попытки вызвать на разговор хозяина ни к чему не приводят – собака лает, но из дома никто не выходит.

- Есть те, кто говорит мне, что, мол, моя земля – что хочу, то и выращиваю, - рассказывает староста. – Но, уважаемые, мы же живем в правовом государстве, и вы имеете не только права, но и обязанности.

Пинчук стоит на своем: территорию от амброзии нужно очищать, и нечего кивать на одиночество и старость, обвинять в нечеловечности. Это он про свой пост на Фейсбуке, посвященный борьбе с карантинным бурьяном, под которым одна из комментаторов написала, мол, как прикажете справляться с амброзией одинокой немощной старушке.

- У нас нет полностью одиноких пожилых людей, у всех есть дети, внуки либо правнуки, которые мигом слетаются, когда пожилой человек умирает и нужно делить наследство, - аргументирует свой жесткий подход староста. – Вот пусть они и побеспокоятся, чтоб у бабушки или дедушки не рос возле двора аллерген.

Ничейных территорий в селе попросту нет, и даже у заброшенных участков есть хозяева, которых ныне активно ищут. Ведутся переговоры и с Укравтодором, ведь центральная дорога в Волосском и покос обочин – в их компетенции. То же самое касается и участков, на которых располагаются электроопоры. Эти небольшие пустыри просто утопают в аллергенной зелени.

Староста уверяет: всех найдет, со всеми свяжется, а дворы, которых в селе порядка 700, будет обходить до конца сентября. Отмечает: приготовлен не только кнут, но и пряник. Активных борцов с амброзией ждут поощрения.

- Мы тут недавно показывали детворе учебный компостер, - показывает на деревянный коробок в сквере напротив офиса. – Сейчас за выигранный грант хотим закупить польские пластиковые компостеры и раздать их активным селянам. Чтобы им было куда растительные отходы складывать, а после этого удобрение иметь, и чтоб соседей мотивировать на следующий год тоже бороться с бурьяном и аллергеном.

Это, в свою очередь, будет способствовать тому, чтобы стерню не сжигали. Поскольку от таких костров не только дышать нечем, но и последствия могут плачевными. Только на днях из-за того, что селянка подожгла у себя стерню, выгорело два соседних двора. Хорошо, что никто не пострадал.

Андрей Николаевич говорит о том, что с нашим народом, увы, нужно действовать жестко. И то, какие реформы он пытается сейчас внедрять в Волосском, которое является маленькой мини-моделью страны, показывает, насколько они смогут работать в масштабах всей Украины. Если получится в Волосском, значит, получится и у всей страны.

Будь в курсе

Амброзия полыннолистная — североамериканский подарок нашему континенту. До конца XVIII века Евразия прекрасно обходилась без нее, а в 1873 году, как свидетельствует история, она была завезена в Европу вместе с семенами красного клевера.

В 1914-м амброзия была зафиксирована в Украине. Ее в качестве лекарственного средства - заменителя хины - культивировал немец по фамилии Крикер, проживавший в станице Кудашевка. На юго-восток Украины амброзия была завезена позже - из-за границы с фуражом для армии Деникина. А после Великой Отечественной войны семена еще раз были в большом количестве занесены на колесах грузовых автомобилей — "студебеккеров". В результате за столетие этот вид расселился на европейских территориях на площади более 5 млн га. 

Избавиться от нее сложно. Стержневой корень амброзии способен на 4 м проникать вглубь почвы, а само растение достигает высоты 180 см (встречались и двухметровые экземпляры!). Развивая столь мощную надземную массу и корневую систему, сорняк стремительно угнетает все культуры, которые находятся рядом.

Аллергологи считают крошечную пыльцу амброзии одним из самых агрессивных аллергенов, который наряду с аллергической реакцией способен вызвать и астму. Никакие другие сорные травы и деревья не имеют такого обширного спектра влияния пыльцы на кожу и слизистые человека.

Для контакта с аллергеном совершенно не обязательно, чтобы амброзия росла на собственном участке или пустыре поблизости. Во врeмя мощных атмoсферных циклонoв, сопровождающихся сильными ветрами, пылинки амбрoзии могут преодолеть огромные расстояния — от Украины, например, до Москвы.