Владимир Арьев: Джон Маккейн не был "пластмассовым" политиком

Украинские политики вспоминают американского сенатора.

Сенатор был самым ярким союзником нашей страны. Фото: president.gov.ua

Сенатор был самым ярким союзником нашей страны. Фото: president.gov.ua

На сайте Киевсовета появилась петиция с предложением переименовать бульвар Дружбы Народов в честь умершего американского сенатора Джона Маккейна. Неизвестно, какое решение по этому поводу примут столичные власти, но тот факт, что Джон Маккейн был одним из самых убежденных и искренних сторонников Украины, ни у кого не вызывает сомнения. 

Зимой 2013 года он приехал в Киев и вышел к митингующим Евромайдана. Тогда же он, по некоторым данным, встретился с представителями украинских властей и предостерег их от применения оружия к протестующим. Тогда этот призыв не был услышан.

В марте 2014 года Джон Маккейн с группой конгрессменов от республиканцев и демократов опять приезжал в Киев, чтобы продемонстрировать поддержку Украины на фоне российской агрессии в Крыму. Тогда же комитет американского сената одобрил законопроект о помощи Украине и о санкциях против тех, на кого возлагают ответственность за нарушение суверенитета страны.

В новогоднюю ночь 31 декабря 2016 года Маккейн с президентом Петром Порошенко приехал в прифронтовой Мариуполь к украинским военным. Когда до населенного пункта оставалось около 10 километров, СБУ сообщила, что начались обстрелы позиции украинской армии.

- Я сказал Джону: ты американский сенатор, тебе не обязательно там быть. Я, как президент, должен быть со своими воинами. И это первый раз, когда Джон обиделся на меня, даже за то, что я подумал ему это предложить, - рассказал Петр Порошенко, вспоминая последний визит Маккейна в Донбасс.

В этом же году он наградил Джона Маккейна украинским орденом Свободы. Сейчас уже известно, что Джон Маккейн, как глава комитета по делам вооруженных сил Сената США приложил немало усилий для принятия решения о поставках "Джевелинов" Украине.

Воспоминания украинских политиков

Владимир Арьев, глава парламентского комитета по зарубежным делам:

- Джон Маккейн производил впечатление очень приветливого и приятного в общении человека. Но при этом чувствовалось, что у него есть такой железный стрежень, которого нет у большинства "пластмассовых" политиков в мире.

Он всегда старался поддержать Украину в борьбе с агрессией. Он часто говорил, что это главный вопрос для нас. Он еще в начале 2014 года предвидел, как будут развиваться события. И еще тогда, в марте 2014 года, с самого начала событий в Крыму, предлагал тогдашнему президенту Бараку Обаме направить на полуостров американских сенаторов, чтобы повлиять на российские власти. Барак Обама отказался. А потом все развивалось так, как и прогнозировал Джон Маккейн – аннексия Крыма, оккупация Донбасса.

Константин Грищенко, экс-министр иностранных дел:

- Я первый раз встретился с Джоном Маккейном, когда был послом Украины в США в начале 2000-х годов. Он всегда был очень прямым, открытым и принципиальным человеком и политиком. Он всегда мог выступить против того, что считал несправедливым, пускай это даже шло вразрез с мнением большинства и руководства страны, партии. Он мог себе позволить говорить то, что он думает, и не боялся идти против общей волны.