Учиться будем все по-новому

О "Новой украинской школе" "КП" в Украине" рассказала советник министра образования и науки Украины Оксана Макаренко.

Макаренко. Фото: Марина Куценко.

Без оценок и денег

- Какие основные нововведения ждут украинских школьников с началом учебного года?

- С первого сентября в Украине стартует проект "Новая украинская школа". В прошлом году все было в режиме пилотирования, в нем участвовали 100 школ и 200 первых классов. В первую очередь в НУШ меняется отношение учителя к ученику, к каждому ребенку будут искать индивидуальный подход. Адаптационный период становится дольше. Выделяется время на то, чтобы ребенка познакомить со школой, с другими детьми, чтобы они общались, чтобы не боялись учителя и друг друга.

Много планируется занятий на свежем воздухе, много работы по адаптации ребенка к школе, чтобы он с радостью включился в учебный процесс. 

Кроме того, меняется организация пространства в классе: установят мобильные одноместные парты, которые можно будет ставить таким образом, чтобы дети вместе работали, общались, учились взаимодействовать.

 - А что будет с оценками?

- Есть такой миф – "не будет оценок, не будем знать, как дети учатся". Многие родители волновались о том, как они узнают об успеваемости ребенка без оценок. Я хочу успокоить: оценивание будет. Просто меняется подход к нему. Раньше учитель в основном выискивал ошибки и указывал на них ребенку и родителям, часто на родительских собраниях, сейчас эта информация является конфиденциальной и говорится во время встреч между учителем, ребенком и родителями. Оценка - не приговор. Новое Свидетельство достижений ученика расскажет не только о том, как он научился считать и писать, но и как ребенок развивается эмоционально, психологически, например, как он умеет решать конфликты.

 - Правда, что не надо покупать первоклассникам портфели и тетрадки?

- Правда. Впервые средства вкладываются в развитие образования. Раньше была недостача и не хватало на развитие, на ремонты, на закупку моющих средств. И недостающее собирали с родителей. Сейчас я могу ответственно заявить: не сдавайте никаких денег. Даже если вы не увидите первого сентября в классах новых парт, компьютеров, принтеров или бумажных учебников, то не спешите покупать – на это выделено более миллиарда гривен. 40% денег пойдет на закупку новой мебели, еще 40% - на дидактические материалы и все, что необходимо учителю для работы в классе, и около 300 миллионов - на учебники и оргтехнику.

Что нужно купить? Карандаши, альбомы, школьную форму. Кстати, что касается формы, то каждая школа на общем собрании решает, в чем школьники будут ходить.

- Дети ходят с в школу с очень тяжелыми портфелями. Как-то решается этот вопрос?

- 1 сентября абсолютно все версии электронных учебников будут на сайте Института модернизации содержания образования, и там их можно скачать. В этом году мы запустим пилотный проект по определению самых удобных электронных учебников. После этого они массово будут введены в школы. Кроме того, малышам не задают домашних заданий в первом классе, поэтому не нужно носить тяжелые рюкзаки с собой.

 Родительский комитет – это атавизм

- А что ждет в НУШ старшие классы?

- Сейчас началась работа над стандартом старшей школы. Новая украинская школа похожа на коврик: по вертикали тут привычные для нас знания – чтение, умение доносить мысли, логика. А по горизонтали – инициативность, предпринимательство.

В каждом классе будет разный уровень сложности. Если для ребенка предпринимательство – умение посчитать свой бюджет, составить план дня, то для старших классов это будет интерактивная игра, где они смогут получить задание - создать свой проект по бизнесу с другими учениками, представив себя предпринимателем в Японии XVIII века.

Идет интеграция разных предметов, чтобы ребенок не терял интерес к учебе. Школьник воспринимает мир целостным, а не попредметно. Ему сложно перейти на конвейерное мышление. Ребенка надо не просто научить, а и сформировать его мировоззрение, способы мышления, действий. Это более сложный уровень образования.

- Упрощение школьной программы не скажется в дальнейшем негативно на уровне образования детей?

- Программа не упрощается, а наоборот, усложняется с точки зрения получения результата обучения. Потому что результатом будет не просто "выучил – сдал - забыл". Результатом будут устойчивые навыки. Ты получил задание поклеить обои, и ты не просто вспоминаешь математическую формулу площади, ты должен проявить некие умения. ВНО тоже будет трансформироваться. Это не будут просто письменные тесты. Сейчас работают над изменениями системы тестирования. Впервые Украина участвует в мировом исследовании Пиза. Это линейка, которая позволяет измерить компетентность, которая представляет собой динамическую комбинацию навыков, умений, знаний, ценностей.

- Что будет с родительскими комитетами?

- Один из шагов, которые мы сделали, – отменили положение о родительских комитетах. Я считаю, что они не нужны в том позорном виде, в котором они сформировались в школах.

Они больше позор, чем помощь. В их уставе красивые слова написаны, что они должны помогать, развивать, защищать права детей. И нигде не написано, что они занимаются выбиванием денег на мебель. Но, к сожалению, все родительские собрания со временем превратились в то, что ты приходишь не для того, чтобы послушать о своем ребенке, а узнать, сколько денег надо сдавать.

У людей разный достаток. Кому-то не проблема купить мраморные ступени или путевку учителям за границу. А у кого-то на еду не хватает. И если вы с таким случаем столкнулись – обязательно напишите жалобу в районное управление образования. Если не реагируют – пишите в городское управление, не реагируют - далее по инстанции или в министерство. Или обращайтесь в общественные организации.

 Продленка будет работать по-новому

- Как будут работать группы продленного дня?

- Старое положение отменено и сделано новое. Если раньше позволялось делать группу из 4-х классов, с 1-го по 4-й классы, например, брать детей, то теперь будет 1-2-й классы. В селе, где детей мало, разница в возрасте учеников при формировании группы допускается больше, а в городах меньше, чтобы интересы детей были удовлетворены более сфокусировано. Кроме того, они становятся инклюзивными.

- После того как зачислять в школу начали по территориальному признаку, в некоторых школах набрали по 9-10 первых классов. Как из этого положения собирается выходить МОН?

- Бороться с этим МОН не сможет никак, потому что содержание школ и застройка районов находятся в ведении местной власти. Такая ситуация не во всей Украине. Есть отдельные районы в Киеве, есть поселки вокруг Киева, где построили дома, а школу не сделали, больницу не сделали, не было обязательств у застройщиков. Так и раньше было, просто сейчас это проявилось, и в таких школах детям приходится учиться в несколько смен. Но только старшие классы. Младшую школу это не коснется.

 Переучили 22 тысячи учителей

- А успели подготовить учителей, которые готовы учить детей по-новому? Читала, что необходимо переквалифицировать минимум 22-25 тыс. учителей.

- Да, это был вызов, переучить учителей за такой короткий срок. Был создан дистанционный курс. 22 тысячи учителей прошли этот курс на 100%. Его создавали профессионалы. Были привлечены специалисты из частных инновационных школ, которые давно практиковали новый подход, иностранные специалисты. Есть такая общественная организация "EdEra" – молодые новаторы, которые занимаются развитием дистанционного образования. Курс оказался очень интересным и удачным. Учителя его прошли дистанционно, а потом тренинги отрабатывались в институтах последипломного образования на местах, а также учителя ездили в пилотные школы, смотрели, как учителя-новаторы это воплощали на практике.

Когда мы посмотрели статистику, оказалось, что на этот курс записалось более 150 тыс. учителей из них 83 тысячи уже успешно закончили обучение и получили сертификат.  Обучение на этом курсе для них бесплатное. И всегда будет бесплатным.

Кроме того, есть сайт "Новая украинская школа", где много материалов для учителей. Он специализирован для старта реформы. Меняется не способ преподавания, а ценностные вещи. Например, оказалось, что многим учителям тяжело присесть и поговорить с ребенком, так чтобы установить зрительный контакт. А многие учителя сказали: "Что тут нового? Мы давно это все практиковали". Т.е. там нет чего-то такого, что нельзя освоить. Надо иметь желание, отказаться от привычного и открыться новому.

Для учителей младших классов, как по мне, эта проблема меньше. Потому что среди них много кинестетиков, которые так и работали с детьми. Они многое интегрировали, многое придумывали. Мне кажется, что будет больше проблем в старшей школе, где есть учителя-предметники, которые конкурируют за часы. Там больше пугает интеграция предметов – как физику и химию интегрировать, что такое из этого получится, кто будет преподавать, как, надо переучиваться. Это будет другой вызов.

- В чем заключается функции Государственной службы качества образования?

- Философия реформы – вообще отойти от тотальной формы контроля и наказания к формам понимания и партнерства. Тоже происходит и с Госслужбой качества образования. Раньше она называлась Госинспекция учебных заведений и имела карательную функцию. А теперь будут помогать учреждениям проводить институционные аудиты. Школы получают большую автономию, много решений будет приниматься на уровне школы.  Т.е можно все адаптировать под потребности учреждения, вплоть до создания авторских программ, определения финансирования, директор школы будет выбираться на конкурсной основные. И будет ротация - директор выбирается не более чем на 6 лет, и не больше, чем на два срока.  Это очень повлияет на качество руководителей учреждений. Вопрос, как дать маркер обществу – какая школа хорошая, а какая не очень и по каким критериям и что такое вообще качественное образование? Вот сейчас идет об этом активная дискуссия, потому что мы привыкли мерять показателями ВНО. Но какую информацию они нам дают?  Мы же не знаем где поработал учитель, а где репетитор, а где и сам ребенок талантливый. Или, например, материально-техническое обеспечение школы может быть критерием качества образования?!  Т.е. будет новый перечень критериев, что такое качественное образование, школа, и эта служба будет помогать проводить этот аудит и помогать учреждению развиваться, становится более качественным.

ВАЖНО

- 10 августа на сайте МОН появилось письмо министра, адресованное директорам коммунальных школ о том, что все взносы в благотворительные фонды будут только добровольными и никто не имеет права вымогать деньги у родителей. Насколько это будет действенно? И что делать, куда обращаться, если вымогать продолжают, но прикрываются благотворительностью?

- Никогда не имели права требовать. Это всегда было коррупционным действием, на которое можно пожаловаться, как в управление образования, так и в правоохранительные органы.  Вопрос только в том, что была такая практика. Когда было недофинансирование образования - обращались к родителям. Например, окна заменить надо, т.к. класс холодный, а деньги не выделяют. Это в лучшем случае. А в худшем случае – деньги куда-то непрозрачно в коробочку забрали и все. Главное понять, что школа, это государственное учреждение, в которое вы приводите ребенка реализовать конституционное право на бесплатное образование. И задание государства насытить деньгами школы, чтобы не было необходимости обращаться к родителям за благотворительной помощью.

Я уже говорила, что миллиарды вкладываются в развитие образования. Закупаются школьные автобусы, которые возят детей, много идет на ремонты. Продолжается децентрализация. Все больше средств остается на местах. Центральный бюджет не забирает их себе, а оставляет, чтобы можно было содержать учреждения образования. Задание общественности - сфокусироваться и требовать от местной власти вкладывать деньги именно в то, что необходимо. Чтобы школы были оснащены теплыми туалетами, чтобы там было нормально учится детям. Надо все менять.

Полностью прямую линию читайте на сайте