День проведения выборов президента Украины определяется статьями Конституции и законом о выборах. Но они противоречат друг другу и ставят под сомнение саму дату проведения выборов.
Согласно Конституции, очередные выборы главы государства должны проходить в последнее воскресенье марта пятого года полномочий действующего президента, то есть в нашем случае - 31 марта.
А 15-я статья закона "О выборах президента Украины" гласит, что очередные выборы главы государства проводятся в связи с окончанием (!) конституционного срока его полномочий.
Для проведения выборов 31 марта нет оснований
И тут все дело в том, что полномочия Петра Порошенко 31 марта не заканчиваются. Он был избран президентом на внеочередных выборах 25 мая 2014 года. И, согласно 104 статьи Конституции, началом конституционных полномочий президента является присяга на инаугурации в парламенте, которую Порошенко принял 7 июня 2014 года. То есть его конституционные полномочия Украины завершатся 7 июня 2019 года.
Еще в мае 2014 года, накануне победы Петра Порошенко, Конституционный суд Украины определил, что президент страны, избранный на внеочередных выборах 25 мая, будет иметь полный (!) пятилетний срок полномочий. Это значит, что сейчас нет никаких формальных основании для проведения выборов 31 марта. И по логике и требованию закона они должны пройти только после 7 июня.
Если выборы пройдут 31 марта, да еще и в один тур, то вообще могут породить комическую правовую коллизию.
Допустим, Петр Порошенко проигрывает выборы. По Конституции он должен сложить полномочия в день вступления на пост новоизбранного главы государства. Например, если инаугурация нового президента пройдет в первой половине апреля, то Порошенко именно тогда должен будет сложить свои полномочия. Но реально-то его полномочия заканчиваются только 7 июня 2019 года! То есть по факту месяц-полтора в Украине будет два президента с действующими полномочиями. И только при наличии второго тура, который растянет выборы, этой ситуации можно будет избежать.
- Да, тут есть небольшая правовая коллизия. Последнее воскресенье марта как дата проведения выборов президента – это четкая конституционная норма. А что касается "полномочий президента", то у Порошенко они действительно, заканчиваются 7 июня, - подтверждает председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
- 31 марта – это дата только первого тура выборов. Второй будет в апреле, результаты – в мае, а инаугурация – в июне. Так что Порошенко по факту досидит весь срок своих полномочий. В США, например, этот переходной период еще больше – выборы в ноябре, а инаугурация президента в январе, - рассказал "КП" в Украине" политолог Владимир Фесенко.
Пойдет ли Порошенко на перенос выборов
Такое несоответствие норм дает повод для широких манипуляций. Украинские политики очень любят подобные правовые коллизии использовать в своей политической борьбе.
- Это дает повод для манипуляций. Например, можно заявить - выборы нельзя проводить до окончания срока полномочий действующего президента. И перенести выборы на май-июнь, а то и вообще продлить полномочия действующего президента еще на какое-то время. Например, до проведения парламентских выборов, чтобы иметь возможность влиять на их результаты. Но для реализации этого варианта нужно обращение в Конституционный суд и его решение по этому поводу, - рассказал "КП в Украине" политолог Руслан Бортник.
Впрочем, Петр Порошенко вряд ли пойдет на перенос даты выборов президента. Во-первых, это может грозить очередным политическим кризисом в стране. Все кандидаты уже настроены на мартовские выборы и именно под эту дату аккумулируют свои организационные, политические и финансовые ресурсы. А кроме того, июнь - очень невыгодная дата для проведения выборов. Лето - самый разгар отпусков, что грозит неявкой избирателя и провалом выборов.
- Вряд ли кто-то пойдет на игры вокруг даты проведения выборов для того, чтобы на пару месяцев продлить срок полномочий Порошенко. Попытка затянуть может отрицательно сказаться на действующем президенте и привести к политическому кризису. К тому же, в переносе даты не заинтересован никто из других участников президентской кампании, - считает Алексей Кошель.
- В этом нет никакого смысла и ничего не даст, кроме повода для дополнительной критики президента, - предполагает Владимир Фесенко.
В тему
Почему выборы проводят в марте
Эта дата появилась из-за многочисленных манипуляций вокруг Основного закона страны. Согласно Конституции 1996 года, выборы президента должны проходить в последнее воскресенье октября. Конституционная реформа 2004 года уже не содержала привязки даты выборов президента к конкретному месяцу. Там была норма о том, что "выборы президента проходят в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий президента Украины".
Но, после прихода к власти Виктора Януковича реформа Конституции 2004 года была отменена, а заодно и изменены сроки проведения выборов президента. В феврале 2011-го украинский парламент внес изменения в Конституцию, согласно которым президентские выборы должны были состояться в марте 2015 года. Это было вызвано тем, что инаугурация, то есть вступление в должность Виктора Януковича, прошла 25 февраля, и эта же дата должна была стать сроком окончания его полномочий. После чего в марте можно было бы пройти очередные президентские выборы.
"Президент приступил к своей должности в феврале месяце, предлагается в марте месяце проводить каждые пять лет эти выборы", - пояснял эту норму сам Виктор Янукович во время пребывания на посту президента. После смены власти в 2014 году украинский парламент отменил конституционную реформу Януковича, но дату проведения выборов президента – конец марта - менять не стал.