Маленький пастух смог покорить весь мир танцем

Сорок дней назад ушел из жизни знаменитый балетмейстер Теодор Попеску. «Театр давно стал для меня домом, причем не вторым, а первым, ведь здесь проходит большая и самая важная часть жизни», – говорил Теодор Попеску. Он исполнил более 50 ролей и навсегда вписал свое имя в историю не только украинского, но и мирового балета.

Сорок дней назад ушел из жизни знаменитый балетмейстер Теодор Попеску.

«Театр давно стал для меня домом, причем не вторым, а первым, ведь здесь проходит большая и самая важная часть жизни», – говорил Теодор Попеску. Он исполнил более 50 ролей и навсегда вписал свое имя в историю не только украинского, но и мирового балета.

Война лишила родителей и забросила в другую страну

Теодор Попеску родился в маленьком румынском селе на Буковине. В раннем детстве он пас овец и даже не мечтал о карьере артиста балета. Война сделала мальчика сиротой – отца расстреляли за связь с партизанами, мать погибла. А из-за послевоенного передела границ Теодор оказался в другой стране.

- После разгрома немцев Буковина отошла к СССР, - вспоминал Теодор Попеску. - Всего в 50 км от нашего села прошла граница Украины, на территории которой мы оказались. Меня отправили в детский дом для интернированных детей. В нем были ребята разных национальностей – евреи, поляки, румыны и даже немцы. Кстати, вместе с нами воспитывалась и Анна Герман, которую ребятня дразнила «вешалкой» из-за высокого роста.

В детдоме, где воспитывался Попеску, одним выпускникам было суждено добиться славы, а другие пошли по криминальной стезе и закончили свою жизнь в тюрьмах. Теодора тоже тянуло на противозаконные приключения, но судьба уготовила ему иную долю – Попеску отправили в другой детдом, где у него обнаружили великолепные данные для игры на трубе. Так бывший пастух стал музыкантом.

Вместо духового оркестра – балет

В 1951 году Теодору Попеску улыбнулась удача – за успехи на музыкальном поприще юного трубача наградили чешскими ботинками, гитарой и направлением в киевский детский дом для одаренных детей.

- Ботинки мне дали 42 размера, а у меня был 37, - вспоминал Попеску, - поэтому мы их продали, а на вырученные деньги отметили победу в конкурсе. А потом я отправился в Киев. Первым делом меня, вместе с другими приезжими ребятами, определили в двухнедельный карантин. Там я познакомился с Сашей Беляцким, будущим актером Харьковского театра юного зрителя и эта дружба сыграла в моей жизни роковую роль.

В специальный детдом собирали талантливых ребят со всей Украины. Здесь учили музыкантов, художников, артистов балета и чтецов. После карантина вновь прибывшим детям предстояло сдать экзамен по специальности, на которой они собираются учиться. Новый друг Теодора решил пошутить и сказал завучу, что Попеску хочет идти в балет, но стесняется. В результате ничего не понимающего юного трубача препроводили в балетный класс.

- Приемная комиссия проверила мои данные - гибкость, координацию движений, но так как у меня в этом деле не было никакой подготовки, то результаты были не очень хорошими, - рассказывал Теодор Константинович.

- Потом проверили слух и чувство ритма – с этим проблем не было. После всех этих тестов я спросил у экзаменаторов, когда же я буду играть на трубе? Ведь все это время я думал, что это экзамены в музыкальную школу. А мне ответили, что теперь про трубу можно забыть и зачислили в балетный класс.

Первые шаги в балете Попеску давались с огромным трудом. Ему было уже 17 лет, а он еще ничего не умел. С ним в одном классе занимались ребята за плечами которых была трех-, а то и пятилетняя подготовка. После года занятий Теодор не мог выполнить необходимую программу. На экзамене ему поставили двойку и решили отчислить. Но вмешался один из преподавателей - Кирилл Владимирович Тихомиров. Он настоялм, чтобы Попеску отставили в детдоме и взял в свой класс. Так решилась балетная судьба Теодора.

Комсомолка, активистка и просто красавица...

Теодор усердно осваивал мастерство танцора. Давалось это нелегко. Чтобы наверстать упущенные годы, приходилось заниматься больше других. Попеску работал по 12, а иногда и 14 часов в сутки. Вместе с другими детдомовцами Теодор жил в маленькой комнатушке общежития Киевского хореографического училища.

Условия были, мягко говоря, не самые комфортабельные – клопы, крысы, одну из которых Теодору удалось приручить, и она не пускала остальных грызунов в комнату. День начинался в семь утра с завтрака: буханка черного хлеба с солью на четверых, все это запивали водой и мчались на занятия. При таком рационе заниматься было тяжело, ведь балет требует больших энергозатрат, которые нужно восполнять полноценной едой.

Однажды девочки из комсомольского актива младшего класса решили помочь мальчишкам. Они взялись навести в комнате у ребят идеальный порядок. И в благодарность парни купили девушкам коробку конфет.

И вот, спустя несколько дней, Теодор уставший пришел с репетиции, упал на кровать, и вдруг услышал шорох. Оглянулся и увидел незнакомку. Парень принялся вычитывать девушку, мол, почему это она без спросу забралась на мужскую территорию. Девушка расплакалась и призналась, что она из комсомольского актива и убирала в их комнате. Гордый парень ответил, что и сам может убрать и выпроводил девушку. Потом вспомнил про коробку конфет, догнал ее, и передал в благодарность за чистоту и порядок. А когда вернулся к себе в комнату и лег спать, понял, что полные слез глаза незнакомки не выходят у него из головы. Так, с первого взгляда, Теодор Попеску влюбился в Светлану Колыванову, которая позже станет не только его супругой, но и партнершей по сцене.

Харьков не променял на огни «Большого театра»

Балетный дуэт Колыванова-Попеску объездил весь Советский Союз. Они побывали во всех крупных театрах - Новосибирск, Пермь, Горький, Тбилиси, Ереван и многих других сценах, где показывали балет высочайшего уровня.

Но артисты выступали не только в театрах. Порой – в необычных и совсем не приспособленных для этого местах. Например, в Караганде, во время творческих встреч с шахтерами, один из концертов состоялся на глубине 500 метров. Под аккомпанемент аккордеона Теодор и Светлана танцевали прямо посреди угольной породы, которая заменила им декорации.

Дуэту Попеску и Колыванова покорился и прославленный «Большой театр» - главная сцена СССР. Выдающаяся балерина Галина Уланова звала их в труппу «Большого», но они отказались. Предложений перейти работать в другие театры, как советские, так и заграничные, поступало множество. Особенно после феноменального успеха харьковской пары в Канаде - после их выступления овации длились более пяти минут. Западные критики писали, что лучшая балетная пара Украины работает в Харькове, а не в Киеве. И Теодора и Светлану буквально засыпали предложениями переехать в столицу Украины, но еще в 1963 году они выбрали Харьков и сохранили ему верность. Причем не только, как артисты, но и как преподаватели.

Как известно, сценический век артиста балета не долог. Пришло время и Теодор Константинович покинул сцену, но лишь для того, чтобы снова на нее вернуться – уже в качестве педагога. Во время спектаклей он часто стоял за кулисами, и не просто следил, а мысленно танцевал со своими учениками.

- Артистом балета нужно быть не только на сцене, но и в каждом движении, в словах и мыслях. Поэтому для меня балет – это синоним слова жизнь – часто говорил Теодор Попеску.

Наша справка

Теодор Попеску родился 28 января 1935 года. Окончил Киевское хореографическое училище. Работал в Киевском театре оперы и балета и Узбекском театре оперы и балета. С 1963 года - в Харьковском театре оперы и балета в дуэте со Светланой Колывановой. Исполнил более 50 ролей в балетах. Преподавал классическую хореографию студентам Харьковского училища культуры. В последнее время работал как балетмейстер-репетитор. 8 марта 2008 года умер после продолжительной болезни.