По его словам, эта "работа" стала системной при министре Владимире Омеляне. Последний яркий пример - порт "Черноморск", который МИУ продвигает в управление китайской контейнерной компании Hutchison Ports.
"Давайте посмотрим безотносительно к Черноморску на другие, объявленные Омеляном, проекты в портах. Возьмем порт "Октябрськ" - он же "Ольвия". Там поставили какого-то менеджера и сразу же началось падение объемов грузоперевалки и соответственно - финансовых показателей. Дальше порт "Херсон" - второй знаковый пример. Тот же Омелян объявил - мы сейчас концессию отработаем на примере "Херсона". Поставил там своего советника Соколова Андрея. Порт сразу ушел в минуса. Сразу же! Потом Соколова сняли, но равно порт так и сидит в убытках. Зато было объявлено, что "Ольвию" и "Херсон", как пилотные проекты, отдадим в частные руки", - пояснил Коновалов.
Сейчас же по мнению эксперта, отработанная схема на портах "Ольвия" и "Херсон" применяется на одной из крупнейших гаваней - в "Черноморске". Коновалов считает, что не суть важно, какой объявляется механизм передачи гособъекта в частные руки - концессия или аренда. Важно то, что порт отдается в крайне "удешевленном" состоянии, а инвестору при этом выставляются условные требования. В отрасли эксперты уже дали название этому явлению - "синдром Омеляна".
"Следующий яркий эпизод - это "Черноморск". То, что я вижу - это явная демонстрация ситуации, в которой, как только министр объявляет аренду или концессию, порт тут же гробят, чтобы подешевле отдать. По-другому это объяснить нельзя. Ведь порт работал, все было нормально, а тут вдруг заявляют, что объемы не те, общемировая конъюнктура не та. Все порты вокруг нормально работают, а тут...", - подчеркнул эксперт.
Он отметил характерный признак в договоренностях МИУ с Hutchison Ports, который говорит о том, что "Черноморск" основательно "удешевили". Инвестиция, которая требуется от глобального инвестора в 5 млн долл. на протяжении 5 лет, не перекрывает стоимости одного современного портального крана.
"5 млн долл. в порт – это ни о чем. Если приходит серьезный инвестор – инвестиции должны исчисляться парой сотен миллионов долларов. Иначе порт нет смысла отдавать в частные руки. Представьте себе, что такое контейнерный терминал. Зайдите в Google и забейте – сколько стоит портальный кран на контейнерном терминале? Сколько стоят системы перегрузки контейнеров. Из истории этого терминала могу вспомнить, что много лет назад туда пытались зайти россияне. Но тогда речь шла о десятках миллионов долларов инвестиций. А сегодня 5 млн долл. - это какой-то развод на доверие", - считает Коновалов.
Эксперт заверил, что в таких "запутанных" условиях нет ни единого шанса надеяться на то, что даже минимальные требования будут выполнены. Это касается также и социальных гарантий, вокруг которых разгорелся громкий скандал. По мнению Коновалова, даже если министерство и Hutchison Ports решат потушить недовольство портовиков, прописав в договоре все, что требует трудовой коллектив, ожидать выполнения этих требований не стоит.
"Потому что это коррупционная схема. Это можно сравнить с тем, как министр заводил в Украину ирландский Ryanair. Теоретически было все красиво, а потом оказалось, что там очередная схема. Они будут летать, но на каких-то определенных условиях, которые государству крайне не выгодны. И так же по "Черноморску" сейчас всем рассказывают, что все будет отлично, будут инвестиции, рабочие места. А потом выяснится, что рабочих мест не будет, но на то время уже и министра не будет", - резюмировал Коновалов.