Вчера интерес к затухающей было истории пензенских отшельников (пещера уже не рушится, из 35 сидельцев на землю вышли 24) разгорелся заново. А вместе с ним - и скандал. Оказывается, отшельники похоронили двух женщин. Там же, под землей. Об этом вчера - спокойно, словно речь шла о будничном деле, - сообщил нынешний лидер пензенских затворников Виталий Недогон:
- Тамара из Благовещенска умерла от рака. А Мария из Белоруссии - от слишком строгого поста.
Эту информацию подтверждают его сын Сергей и жена Вера.
- Мария за две недели до ухода в пещеру начала строго поститься. А потом отказалась от еды и питья. Так и заявила: «Навсегда ухожу на голодный пост», - вспоминает Вера.
Угасала Мария так быстро, что напугала братьев и сестер по вере. Те пытались спасти женщину, поить ее насильно... Но она только стискивала зубы и пыталась вырваться. «Оставьте меня! - кричала Мария. - Из пещеры я не выйду! Уйду прямо к своему мужу!»
Все понимали, что она имела в виду уход из жизни, ведь ee супруг несколько лет назад умер от рака.
«Но это же самоубийство, а значит, грех», - увещевали сестры. «Пусть так! Я все замолю перед богом...»
|
Мария умерла 20 ноября - примерно через месяц после того, как затворники ушли в пещеру. Ее схоронили в дальней келье.
- Мы накрыли ее клеенкой и засыпали песком, - вспоминает Недогон-младший. - Правда, монахиня Антония потом сказала, что клеенку нельзя было использовать: мы сотворены из земли Богом и должны вернуться в нее такими как есть. Запаха тления не было, хотя слой песка над Марией очень тонкий. Мы сами этому удивлялись. Места мало, мы постоянно были рядом с могилами. Наверное, они святые: отказались от системы, исповедали все грехи...
- Но жить прямо в склепе?..
- На все воля Божья. Это было испытание, и его надо было пройти.
А впереди было еще достаточно испытаний: холод, голод, обрушения сводов и смерть второй затворницы, Тамары. Она отошла в мир иной перед самым выходом из пещеры первой группы.
- Тамара была больна раком, - продолжает рассказ Сергей Недогон. - Сначала стала меньше есть, а потом «сгорела» за неделю. Говорили о том, чтобы ее вывести наружу, но мы не имели права прекращать ее пост.
На этой почве у затворников и произошел раскол. Одни считали, что болезнь Тамары - тот знак, которого они так долго ждали, и надо выходить, чтобы спасти женщину. Другие считали, что Бог снова испытывает их. Тем более сама Тамара была категорически против прекращения заточения. В общем, пока спорили, драгоценное время было упущено, и женщине уже никто не смог помочь.
|
Тамару похоронили в пещере у самого входа, который затворники замуровали, уйдя под землю. На этот раз сделали все, как требовала матушка Антония, - без полиэтилена.
Готовились и к другим смертям, даже стали рыть углубления вдоль стен: места после обвалов отчаянно не хватало. Но, к счастью, наибольшая часть затворников прекратили сидение, потому что они рассорились снова. Уже на почве так ожидаемого конца света. Сидельцы разделились на три части. Первая группа - семь женщин, которые вышли 27 марта и поселились с Петром в молельном доме (потом к ним присоединилась вышедшая Инна Вабищевич с двумя детьми), - считает, что все произойдет в мае. Группа Недогона - 14 человек (вышли 1 апреля) - ждет Апокалипсиса на Пасху. И наконец, группа во главе в Василием Прокопьевым, что осталась под землей, верит в конец света в июне. Если верить Недогону, то под землей в живых - девять человек.
Официально власти заявили, что «приняли к сведению признания Виталия Недогона, однако сильно сомневаются в них». Вчера целый день следователи Следственного комитета допрашивали затворников. Проверять саму пещеру будут после выхода всех сидельцев.
Пензенские психологи тоже не очень-то верят словам Недогона.
- Исходя из наблюдений за поведением и высказываниями этого человека, можно сказать, что он неадекватен и однозначно нуждается в психолого-психиатрической помощи, - говорит психолог Пензенской областной психиатрической больницы имени Евграфова Александр БУБНОВ. - Возможно, у него все перемешалось в голове и он имеет в виду духовную, а не физическую смерть.
Косвенно за эту версию говорит и то, что за все время после выхода из-под земли затворницы ни разу не молились за упокой чьей-то души. За здравие - Петра Кузнецова, других братьев и сестер - постоянно. А за упокой - нет.
- Просто мы относимся к нашим умершим сестрам как к живым. Потому и не сообщили, что они отошли в мир иной, - так объяснил это Виталий Недогон.
КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА
«Поста, от которого погибают, в православии нет!»
Отец Сергий (ЛОСКУТОВ), протоиерей, настоятель пензенского Успенского кафедрального собора:
- Никакого «сухого поста» или «голодного поста» в православии нет. Во время Великого поста по понедельникам, средам и пятницам соблюдается сухоядение: постящиеся едят растительную пищу без елея (то есть масла), исключены приправы и сладости. Но это совсем другое.
Сделать пост более строгим для себя или, наоборот, смягчить его православный может только с разрешения церкви. От православного поста еще никто не умирал.
|
ЗВОНОК ВРАЧУ
«Люди, оставшиеся рядом с могилами, сильно рискуют»
Леонид БАРТОШ, профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой терапии, общей врачебной практики и эндокринологии Пензенского государственного института усовершенствования врачей:
- Затворники сильно рискуют, находясь в пещере рядом с трупами. Тело начинает разлагаться уже на вторые сутки после смерти. Люди, которые находятся рядом с непогребенными (что там слой песка, которым прикрыли тела), тем более в закрытом пространстве, могут получить целый букет инфекционных заболеваний - от острой кишечной инфекции до пневмонии.
В ТЕМУ
Грозит ли сидельцам уголовное дело за доведение до самоубийства?
Вполне возможно, что после проверки информации о захоронении двух затворниц в пещере возбудят уголовное дело (второе во всей этой истории) по факту смерти сидельцев. Это произойдет, если правоохранительные органы найдут умерших и причины смерти будут носить явный криминальный оттенок (например, «доведение до самоубийства или убийство» - 105-я статья Уголовного кодекса). Но если смерть окажется естественной, уголовное преследование никому не грозит.
А пока проверка ведется в рамках старого уголовного дела. Напомним, по факту ухода 35 человек под землю оно возбуждено по двум статьям: части первой ст. 239 - «создание религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан». И части первой ст. 282 - «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (по результатам психолого-лингвистической экспертизы книг лидера затворников Петра Кузнецова).