Стычка представителей пресловутой радикальной организации "С14" с прессой произошла во дворе Голосеевского суда Киева. Здесь принимали решение о мере пресечения активисту организации Сергею Мазуру. Именно его подозревают в организации погромов лагерей ромов на Лысой горе. Мазуру присудили два месяца круглосуточного домашнего ареста.
Конфликт произошел после того, как лидер "С14" Евгений Карась столкнулся во дворе с журналистом "Громадського" Игорем Бурдыгой. В Сеть попало видео, где Карась предлагает журналисту подраться:
- Мы тут все г*овнюки… Давай поспаррингуем. Или ты ссышь? Тогда ты мразь, получается.
Радикал отвесил журналисту две несильные пощечины. Затем к Бурдыге сзади подбегает еще один активист "С14" и сильно бьет журналиста в затылок.
Бурдыга отказался драться
Что не поделили между собой конфликтующие стороны, большим секретом не является. Журналист не раз негативно, в том числе и нецензурно, высказывался о Евгении Карасе и его организации.
- Дословно Бурдыга после одной из каких-то наших акций сказал, что "у Карася во рту х...", - объясняет "КП" в Украине" Евгений Карась. - Я знаю, что он и раньше, и сейчас был активным участником леворадикальных движений. Собственно, он и сам признает, что он с частью нынешних боевиков "ЛДНР" не только дружил, а проводил совместные коммунистические акции в Киеве. Поэтому я в целом удивлен, что ситуацию подают как "конфликт с журналистом". Уже не было никакой медиаработы, он ничего не снимал, уже все кончено. Но поскольку он считает себя "боевым левым активистом" и допускает ненависть и публичные оскорбления в мой адрес, то я подошел и предложил подраться где угодно, в спортзале или в других местах. Он отказался и повторно сказал, что будет унижать и обзывать меня, но не драться. Тогда я сказал, что он трус, и дал пощечину. Тем не менее он, видимо, официально работает как журналист, поэтому может подавать это как нападение на журналиста. Пусть подает. Я тогда в суде просто покажу, что он обо мне писал и за что я дал пощечину. А дальше пусть судья решает. Присудят штраф - заплачу. Терпеть такие оскорбления не буду. Обращаться в полицию или суд по таким оскорблениям - для меня мелочно, поэтому я выбрал честную позицию: "хочешь воевать - давай драться" и простая пощечина. Я не мешал ему снимать, и на суде уже все кончилось. У нас с ним обычный конфликт националистов и леворадикалов, разве что он еще сюда добавил немного личного. Кстати, до того, как он меня обматерил, я даже не знал, что он сейчас уже журналистом работает, я думал, это левый активист.
Это похоже на пиар
Что по этому поводу думает Игорь Бурдыга, неизвестно. На просьбу "КП" в Украине" прокомментировать ситуацию он ничего не ответил. Впрочем, известна реакция "Громадського ТВ" - журналиста временно отстранили от работы и объявили выговор за пост с нецензурной лексикой. Ведь хотя его страница и не является средством массовой информации, но он олицетворяет прессу и не должен опускаться до подобных высказываний.
Но тут возникает другой вопрос, который затронул ведущий программы "Чрезвычайные новости" Константин Стогний.
"Я, конечно, дико извиняюсь... Но как так получается, что во времена, когда не было свободы слова, Вадима Титушко осудили за взмах руки в сторону журналиста. И его фамилия стала нарицательной. А в нынешнее время "невиданной свободы" (это слова президента!) журналиста ударили под судом, в присутствии полицейских и... журналист отстранен от работы?!" - написал Константин на своей странице в Facebook.
Правда, потом пост удалил. Не было заметно реакции на происходящее и со стороны Союза журналистов Украины и прочих медийных структур.
- Вообще все это похоже на мелкие толкания друг друга, не более. Ребята пробуют так пропиариться и привлечь к себе внимание, - считает столичный политтехнолог Александр Курбан. - Личный конфликт - это когда два мужика тихонько дали друг другу по морде и разошлись. А когда подают в суды, громко комментируют в СМИ и соцсетях - это уже пиар.
И тем не менее ситуация с нападениями на журналистов удручающая - случаи избиения сотрудников СМИ происходят с завидной регулярностью. Практически параллельно с событиями в Киеве в Кривом Роге избили журналиста новостного портала "Первый Криворожский" Николая Чирву. А месяц назад в Херсоне в результате атаки неизвестных лиц пострадал журналист издания "Мост" Сергей Никитенко.
И то, что полиция никак не реагирует на конфликт, произошедший у Голосеевского суда, лишь развязывает руки всем, кто захочет разобраться с журналистом "по-мужски".
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Киевский юрист Александр Дяченко:
- В правовом контексте Евгений Карась абсолютно не прав. Правда, то, что показано в открытом доступе - это вырванное из контекста. Нужно исследовать обстоятельства. Только в ходе следствия удастся понять, было ли препятствие журналистской деятельности. Тогда это одна статья. Или это эмоциональный инцидент, когда два гражданина поссорилось и один неправомерно применил силу к другому. Тогда это уже другая статья.