Рост в два раза цен на проезд ощутимо ударил по карманам киевлян. Уж больно кругленькие суммы выходят за месяц. А тем, кто добирается в столицу пригородными маршрутками, совсем беда - хоть бросай работу. Между тем в Украине были прецеденты, когда общественности удавалось отстоять свои права.
Так, в марте в Днепре активисты "ГромКонтроля" добились через суд отмены решения Днепровского исполкома о повышении тарифов на проезд. Хмельницкий горрайонный суд остановил решение исполкома о повышении цен на проезд в городском транспорте. В Полтаве активные граждане смогли оспорить решение о повышении цен даже в маршрутках, основываясь на отсутствие экономического обоснования новых тарифов.
Теперь дело за Киевом?
Должны быть общественные слушания
Если следовать букве закона, мало быть недовольным новыми тарифами, следует иметь под этим "недовольством" какую-то основу. И она есть.
- Перед тем как принимать и подписывать распоряжение о новых тарифах на проезд, необходимо провести общественное слушание. То есть представители КГГА должны собрать общественность и вынести этот вопрос на рассмотрение, - рассказывает "КП" в Украине" юрист Антон Федоренко. - По мнению многих, должным образом этого не сделали. Никаких объявлений в общественных местах, ни сборов активистов и общественных организаций. Провели какое-то закрытое собрание где-то на Троещине с работниками "Киевпастранса" и метрополитена. Каким-то чудом туда попали три-четыре активиста, и на том все. Иными словами, даже на основании этого можно обратиться в суд и попытаться оспорить решение о новых тарифах.
Также, по словам нашего собеседника, основания, которые представила КГГА для повышения цены на проезд, в полной мере не отвечают действительности.
- Для того чтобы посчитать экономически целесообразность поднятия цен на проезд, необходимо рассчитать ее стоимость по простой формуле: всю сумму на содержание транспорта, например, трамвая, разделить на пассажиропоток - и получится цена проезда. Но если в метро посчитать пассажиропоток хотя бы примерно можно (все-таки большинство людей пользуются проездными картами), то как это возможно посчитать в трамвае? - размышляет Антон Федоренко. - В наземном транспорте эта система не автоматизирована. Получается, что расчеты об экономической необходимости поднятия цен не отвечают действительности.
Есть мнение
Бесполезность судебной системы
Главный координатор гражданской кампании "Форум спасения Киева" Виталий Черняховский считает, что обращаться в суд по такому делу - бесполезно.
- Суды не пойдут против власти, и обращаться с иском - себе дороже. Куда эффективнее было бы выйти людям к зданию Администрации и высказать свое недовольство, - говорит Черняховский. - Но и для этого необходимо не пару десятков людей, а сотни, а то и тысячи. Пока народ возмущается, сидя у себя на кухне, или когда покупает жетон в метро уже по 8 грн. - это ни к чему не приведет. Бороться следует всем вместе.
По словам Виталия Черняховского, прибыль метрополитена можно примерно прикинуть, и сразу станет понятно, что никто из КГГА не допустит обжалования и отмены новых тарифов на проезд.
- Два миллиона людей в день пользуются метро. Если по новым ценам, то это уже 16 млн грн. в день, и в месяц это примерно полмиллиарда гривен, - прикидывает суммы Виталий Черняховский. - Это без прибыли от рекламы в метро, которую почему-то никто не учитывает.
Кстати
Открытое голосование
С 17 мая по 3 июня на сайте КГГА проходило общественное обсуждение проекта о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте до 8 грн. В голосовании приняли участие 1289 человек, из них "за" проголосовали всего 294 человека, "против" - 994. Но разве это основание для КГГА о пересмотре новых тарифов?