Говорят, что человек, исполняющий роль «глаз и ушей» Джорджа Буша в Украине, имеет свой «пунктик» - пунктуальность. Иначе и быть не может: отставной военный, прошедший войну во Вьетнаме и служивший на «свободной» половине Германии, просто не может позволить себе опаздывать. Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, журналист «КП» приехал на интервью за полчаса до назначенного времени.
«Мы отказываем каждому третьему украинцу»
- Господин посол, возможно ли, что после визита Джорджа Буша Украина и США будут сотрудничать теснее и Соединенные Штаты отменят визовый режим для наших граждан?
- Пока что об этих переговорах мне известно немногое. Визы - это вообще очень сложный вопрос: безвизовый режим становится возможным, когда снижается количество отказов при выдаче виз. А сейчас мы вынуждены отказывать каждому третьему украинцу - в основном из-за проблем с документами или явного противоречия причины выезда в США с реальными фактами. Много и поддельных документов.
Когда этих проблем станет меньше, шансы на безвизовый въезд украинцев в США увеличатся. Но, повторю, это непростой процесс, и окончательное решение должен принимать Конгресс.
Бушу с погодой повезло
- От визита Джорджа Буша в Украину ожидали многого. Скажите, надежды американской стороны оправдались?
- Несомненно. И у нас в посольстве, и в Вашингтоне очень довольны визитом Президента в Киев. Причин для этого две: удачные двусторонние переговоры, проведенные между Киевом и Вашингтоном, а также огромная работа совместно с украинской стороной по подготовке к саммиту НАТО в Бухаресте. Да и сам визит Буша в Киев прямо перед саммитом не был совпадением - его запланировали, чтобы президент мог почувствовать настоящие чаяния Украины относительно НАТО: вы «за» или «против», понять, насколько едины лидеры страны в своей поддержке вступления в Альянc, что думает население. И он нашел ответы на эти вопросы, поэтому я считаю, что его визит в Киев был чрезвычайно удачным – и для Соединенных Штатов, и для Украины.
Ну и, кроме того, Буш встретился с президентом, премьером, Яценюком, Януковичем и другими людьми. Да, еще побеседовал с учениками столичной школы №57.
- «Комсомолка» тоже там была, мы долго ждали Буша…
- Причина, по которой он задержался, необычна. Его встречу со школьниками, перед мероприятием в общем зале, где была и пресса, запланировали на 5 минут, не больше - за это время американская делегация должна была подняться в тот большой зал на пятый этаж. Но когда Буш вошел в комнату, где его ждали ученики, на него обрушился буквально град вопросов! И он с огромным удовольствием на них отвечал – потому и задержался. Это было, пожалуй, мое лучшее впечатление от визита Буша в Киев. К тому же синоптики обещали, что в этот день пойдет дождь, а дождя так и не дождались. Да, визит удался!
Для Киева саммит НАТО стал большой победой
- Украинская сторона оценивает результаты недавнего саммита НАТО в Бухаресте как «превзошедшие ожидания», а американская дает более сдержанные комментарии. Кто ближе к истине?
- Правда в том, что реакция НАТО на украинскую заявку была лучшей, чем ожидали США. Вы ведь знаете, мы приложили очень много усилий к тому, чтобы вашей стране дали «зеленый свет» - и не только в Киеве. Лично президент Буш сделал множество звонков - канцлеру Германии Меркель, президенту Франции Саркози, премьеру Британии Брауну. Немало разговаривал и с российским президентом. И, как вы знаете, нам удалось убедить большинство стран-членов НАТО: 18 стран из 26 были за положительное решение. Те же восемь стран, что не приняли нашу точку зрения, пока не готовы. А для того, чтобы вас присоединили к Плану по достижению членства в Альянсе, согласиться должны все.
Однако, для Киева саммит стал большой победой, ведь в итоговом коммюнике члены Альянса единогласно постановили, что Украине в НАТО - быть. На дипломатическом языке это означает, что к ПДЧ вы присоединитесь, только чуть-чуть позже. Самое интересное в саммите то, что члены Альянса уже сказали «да». Теперь дело за украинцами. Двери для вас уже открыты - даже более чем открыты: за ними виден стол, на котором стоит табличка с красивой надписью «УКРАИНА».
Второй урок демократии
- Следите ли вы за политической ситуацией в Украине? Как, по-вашему, существует ли рецепт, который помог бы «вылечить» политкризис, охвативший власть?
- Ответ на этот вопрос могут дать только украинцы. Нам, иностранцам, ни в коем случае не стоит вмешиваться во внутреннюю политику вашей страны. Но я могу сказать, что Украина провела демократические парламентские выборы в 2006 и 2007 году. А после выборов должно пройти какое-то время, когда парламент должен просто работать - вести законодательную работу, претворять в жизнь реформы. А во время избирательной кампании добиться прогресса тяжело. Сложно принимать антикоррупционое законодательство, реформировать систему юриспруденции…
К чести вашего парламента нужно сказать, что и в таких условиях он принял законодательство по ВТО, - но это исключение лишь подтверждает правило. Выборы важны, но то, что происходит между выборами, не менее важно. Это второй урок демократии, который предстоит выучить Украине.
- Как по-вашему, подписание торгово-инвестиционного соглашения будет означать приход большого американского бизнеса в Украину?
- Это только первый шаг. Соглашение устанавливает механизмы взаимодействия между украинским и американским правительствами и предполагает шаги, которые нужно предпринять, чтобы в вашу страну пришли инвестиции из-за океана. Конечно, это не соглашение о свободной торговле – об этом речь не идет: президент Буш намекнул лишь, что было бы хорошо, если следующий президент США подпишет такое соглашение с Украиной.
Зато американских инвесторов может привлечь действующее анти-коррупционное законодательство и «чистая» судебная система. Наши инвесторы опасаются, что если у них возникнет спор с другими инвесторами либо правительством, они не смогут рассчитывать на непредубежденное решение судов. Кроме того, инвесторы ждут изменения системы налогообложения и внесения изменений в экономическое законодательство. Причем сделать это нужно как можно скорее – не забывайте, на подходе – ЕВРО-2012!
- В 2006 году Конгресс США принял закон, согласно которому в Вашингтоне отводится участок земли под строительство мемориала, посвященного жертвам Голодомора 1932-1933 годов. Собирается ли Вашингтон признавать Голодомор геноцидом украинского народа и будет ли он способствовать принятию соответствующей решения ООН?
- Закон, о котором вы говорите, прошел через нижнюю и верхнюю палаты Конгресса с поразительной скоростью: поддержка Украины для нас не просто важна, для нас это вопрос чести. И кто бы ни занял кресло в Белом доме в январе 2009 года, отношение к Киеву не ухудшится. Все кандидаты на пост президента - и Клинтон, и Обама, и МакКейн – все они сделали заявления о своей поддержке вашей страны и ее присоединения к ПДЧ в Бухаресте. Мы также поддержали те голосования в ООН, которые призваны улучшить понимание мировой общественностью природы голода на украинских землях в начале тридцатых годов прошлого века. Соответствующая резолюция ООН была принята с нашей поддержкой, и мы продолжим работу в этом направлении.
Будущее страны – за молодым поколением
- Вы работаете в Киеве уже больше года, и наверняка сумели по достоинству оценить нашу страну. Как по-вашему, в чем самое большое богатство Украины?
- За это время мне удалось побывать и в Карпатах, и в Крыму, и степь я увидел, когда по пути из Крыма заезжал в Асканию-Нову. Но мне кажется, что самое большое богатство Украины – это молодые люди - те, кому меньше 30 лет. Их отношение к жизни отличается от родительского – ведь молодежь начала карьеру уже в независимой Украине. Причем я вовсе не имею в виду политику, скорее жизненные приоритеты: молодежь по-новому относится к карьере, у нее другие ценности, она по-иному смотрит на страну и ее интеграцию в Европу.
- То есть молодые украинцы приближают нас к Европе?
- Несомненно! Они любят путешествовать по Европе, заводят там друзей и способны изучать языки. Да и сама Украина – это часть Европы! Ваша молодежь часто это демонстрирует. И вопрос этот опять же не политический: когда я впервые поехал в Донецк, мне пришлось встретиться с молодыми политиками. Ничего удивительного в том, что практически все они были представителями Партии регионов, нет. Но политики эти были так же полны энтузиазма относительно европейских ценностей, путешествий, рыночной экономики, политических отношений с ЕС, что я понял: будущее Украины - это не вопрос географии и политики, это вопрос нового молодого поколения.
КСТАТИ
Мой сын служит в Ираке
- Ваши дети приехали в Украину вместе с вами?
- Они не живут со мной: 26-летний сын служит в армии, в Ираке, а 22-летняя дочь – доучивается дома, в университете. Кстати, в прошлом году она посещала Киев вместе с университетской группой по пению. Представьте себе, она привезла с собой 18 однокурсников – товарищей по колледжу, и все они остановились в моем доме на 10 дней. Два десятка молодых людей – да на них столько еды ушло… И пива. О, они прекрасно провели время, а дочь пообещала еще сюда приехать.
- А вы не боитесь за сына?
- Мне доводилось работать в Ираке, и я знаю, через что ему приходится проходить. Впрочем, я путешествовал по Ираку, когда там было безопаснее, чем сейчас. Сын командует взводом пехоты на севере страны. Он отправился в Ирак добровольцем. Мы регулярно получаем от него письма по электронной почте.
Знаете, 26-летним парням нравится делать вещи такого рода! Я думаю, мы переживаем гораздо больше, чем он сам. Работая там 24 часа в сутки и семь дней в неделю, он просто не имеет времени, чтобы думать об этом. А вот жена моя переживает, даже гораздо больше меня…