- Вам сколько талонов? Два? А чего так мало? У меня с самого утра по десять штук минимум берут, — вот так кондуктор в трамвае встречает пассажиров за день до подорожания проезда.
Женщина, которая покупала всего два талона, удивляется. Она, оказывается, одна из счастливцев, которые даже и не слышали, что с 14 июля проезд будет по 8 гривен.
- Я вам все сейчас расскажу, - радостно выдыхает кондуктор. - Покупайте талонов столько, сколько вам нужно до конца месяца. Они будут действовать, и поездка обойдется в 4 гривны. Ну а с августа уже по новой цене придется ездить.
Больше пяти штук в руки не давать
Мне так и не удалось узнать у кондуктора, как ее зовут, с одной темы она переходит на другую, не давая мне возможности вставить слово.
- Предупредили меня с утра в депо, мол, постарайтесь сегодня не продавать больше пяти талонов в одни руки зараз. А мне что, я на стороне людей – с самого утра по десять, двадцать штук покупают. Я не против, - рассказывает собеседница.
Я узнаю, что ей больше нравится ездить по маршруту – через железнодорожный вокзал. Там хоть и бомжей вечно в вагон много забивается, зато все пассажиры охотно за проезд платят.
- А вот через Оболонь ездить не люблю – там народ другой. Заходят, как короли, в этот вагон, садятся, все уткнувшись в свои телефоны, и делают вид, что меня не существует. Словно я им еще за проезд должна доплачивать, - продолжает она.
Пока мы едем, новоприбывшие пассажиры приобретают талончики стопками – люди активно готовятся к завтрашнему подорожанию тарифов.
- А ведь эта женщина, что не знала о изменении цен, – не единственная такая – ну мало ли, не смотрят телевизор. Так вот если сегодня уже я на себе прочувствовала напряжение людей, то завтра страшно представить, что будет. Благо я выходная, и хорошо, что суббота – людей меньше будет, но, думаю, с понедельника начнется ад, - предрекает кондуктор.
Моя собеседница согласна с мнением, что до конца месяца наверняка будет много зайцев: люди возмущены. Как, собственно, и сами работники "Киевпастранса".
- Мы больше всех получаем по шапке – люди возмущаются, иной раз накинуться могут, начальство требует план выполнять. Но не полезешь же ты к человеку в карман за деньгами. Не заставишь его платить, если не хочет. Да, оштрафовать могут – вот они пусть и занимаются этим. Я лично не собираюсь вступать в конфликты с пассажирами. А если кто-то в очередной раз начинает рассказывать сказки о том, что нужно делать ремонт муниципального транспорта, - на этом моменте кондуктор вскидывает руки и начинает бурно жестикулировать. - Какой ремонт, ребята?! Зимой в трамвай не зайдешь – холодно, печки не работают, окна не закрываются. В жару, наоборот, духота. Все на честном слове висит. Ужас. Ремонтом они решили заняться. Менять все нужно полностью!
О бонусах в связи с повышением тарифа и мечтать не приходится. Говорят, в прошлом году, когда проезд так же подняли, на общем собрании работникам пообещали поднять зарплату, но этого повышения все еще ждут.
- Дурдом, я вам говорю. И сейчас вслед за этим повышением на проезд еще все остальное поднимут – выживайте, как хотите, называется.
На конечной остановке приветливая кондуктор пожелала мне удачного дня и посоветовала запастись еще и жетонами в метро. Ну что ж, разведаем и там обстановку.
"Поздравляем, вы наш миллионный покупатель!"
Очередь в кассы метрополитена, так же, как и возле терминала с жетонами, наблюдались с самого утра. К обеду - людей меньше, но все равно пришлось постоять.
Передо мной мужчина покупает бесконтактную карту на 100 поездок, в это время кассир широко улыбается. А когда подходит моя очередь и я прошу ее продать мне карту на 50 поездок, она не выдерживает и начинает смеяться.
- Я что, сотый покупатель? – удивляюсь я такой реакции
- Нет! – радостно выдыхает она. - Вы мой миллионный покупатель! Мы сегодня только карты и продаем.
И в этот момент к соседней кассе подходит женщина и просит ей продать сразу две карты по 100 поездок, и обе кассира начинают хохотать в голос, уже вытирая слезы и переводя дыхание.
- Да мы все понимаем, - признается мне кассир, протягивая мою пополненную карту, - мы ведь тоже люди. Но столько карточек на проезд, сколько мы продали сегодня за пару часов, не продавали неделями.
Веселые кассиры своим видом поднимают настроение пассажирам, а те в свою очередь отвечают им улыбками, но все прекрасно помнят, что с завтрашнего дня поводов для смеха будет меньше.
Глас народа
Не по карману
- Еще зарплаты не было, и я насколько могла, настолько и запаслась проездом – 70 поездок в метро купила и десять талонов на трамвай, - рассказала мне пассажирка в трамвае киевлянка Мария. - Добираюсь до работы тремя транспортами, но решила отказаться от маршрутки, чтобы сэкономить, – пешком буду ходить, пока лето.
Другая девушка в вагоне рассказала, что не знает, откуда брать деньги на проезд.
- У меня мама на пенсии, я ей помогаю финансово – расписана каждая копейка. Теперь не понимаю, откуда мне взять еще денег на проезд, если мою зарплату никто поднимать не собирается. А ходить пешком не вариант – за городом живу. Страшно подумать, что с маршрутками теперь будет, наверняка тоже цены взвинтят в два раза, - с дрожью в голосе размышляет пассажирка.
Мнение маршруточников
Маршрутки вырастут только до 8 гривен
Верить или нет, но обнадеживающие новости поступили от главы ассоциации автоперевозчиков Киевщины Алексея Павленко.
- Цены в городских маршрутках выровняются с новыми ценами на проезд – все по 8 гривен. Повышать в два раза стоимость, как это происходит с муниципальным транспортом, нет смысла. Что касается маршруток пригородного назначения, то тут ситуация выглядит иначе: пока повышение не предусмотрено. У них и так тариф выше, чем у городских.
Также Алексей Павленко рассказал, что пригородные маршрутки изначально ставят цену на одну гривну больше, когда заезжают в Киев, – чтобы к ним меньше садились городские. На деле это выглядит так: например, маршрут "Академгородок" - "Чайки" от конечной до конечной стоит 8 грн. Если ехать лишь по Киеву, то цена - 7 грн., в то время как средняя цена такого же сугубо городского маршрута не превышает 6 грн. Поэтому Киевляне стараются садиться в него.