До села Михайлевичи, что на Львовщине, от города Самбора километров 20, а вот к местному «владельцу» газовой скважины Василию Крилю добраться сложнее. Он живет от Михайлевичей немного в стороне, на так называемом хуторе.
Живут на «золоте», а дороги разбитые
По словам мэра Самбора Игоря Максимива – газоносное село Михайлевичи принадлежит к разряду центральных. Это большой населенный пункт с соответствующей инфраструктурой. Вот только дивидендов за такие полезные ископаемые, как нефть и газ, обнаруженные в их районе, Самбор не получает. Газ и нефть эксплуатируют, но на развитие этого региона никто денег давать не хочет – ни на ремонт дорог, ни на другие нужды.
Поэтому на машине на хутор не проехать – дорога такая, что, неровен час, застрянешь в грязи надолго. Видать, поэтому несколько местных семей живет, что называется, на доверии: двери во всех домах нараспашку – заходи, бери что хочешь!
Василия Криля застала дома. Он почему-то очень обрадовался приезду корреспондента и активно засобирался показывать газовую вышку на своем земельном участке. Человек он крепкий и энергичный, даже несмотря на свои 72 года. Более того, он почти 42 года работал в Михайлевичах главным бухгалтером-экономистом, так что с цифрами управляется играючи и провести его сложно.
- Газовым магнатом, говорите, стал, - смеется Василий Илькович. - Вот если бы этот газ, который находят в нашем селе, - да нам принадлежал, то жил бы я сегодня иначе. Смог бы своим пятерым внукам, наверное, машины да квартиры дарить. Ведь в Михайлевичах сейчас, кроме моей, еще две скважины работает. А когда-то, давным-давно, здесь их было целых тринадцать! Но я вам скажу, от этих богатых находок для нас, сельчан, одни убытки. Вот взять хотя бы меня. Начиная с 2002 года, когда обнаружили газ на моем огороде, мне начали возмещать убытки денежной компенсацией. Так за все годы рассчитывались нормально, а за 2005 – взяли и прокатили. Я даже в суд обращался – да толку-то! Сказали – поезд ушел. Но я с таким подходом не согласен.
Нашим газом греются поляки
- Помните тот день, когда ваш земельный пай «разродился» газоносным пластом?
- А чего же? Помню! Сеял кукурузу, сажал картошку и во сне не снилось, что под ними еще и «газовый урожай» созревает.
Как-то смотрю, летает над моим полем вертолет и летает… И чего, думаю, кружит, что тут ему интересного привиделось? Аж вскоре вызывают меня вдруг в сельсовет и говорят: «Так мол, и так, Василий Илькович, только на твоем земельном наделе газоносный пласт нашли геологи. Сам понимаешь – недра государственные, так что поле, конечно, твое, а вот газ – нет. Скважину там хотят поставить, а тебе ущерб возместят».
Я человек сознательный и важность момента понимаю, для государственных нужд мне своего поля не жаль, только ж и я свой интерес имею. Поле у меня большое – 1 гектар земли, так вот на нем и установили со временем газовую скважину, где давление газа составляет 82 атмосферы. Но под скважиной в результате оказалось 17 аров моего земельного участка: там укатали грейдерами специальную площадку, проложили дорогу, подвели трубу к центральному газопроводу, и покатил мой газ в Европу – поляков обогревать. Да я понимаю, что это дело государственной важности, но раз обещали заплатить – платите.
Мне ежегодно, за исключением 2005 года, выплачивали более 1000 гривен - и меня эта сумма устраивала. А сейчас, чтобы избежать проколов в этом деле, я заключил договор с ГПУ «Львовгазодобыча» на аренду своей земли, и все наладилось. Не раз обращался к местным чиновникам с просьбой, чтобы к нашему хутору Киндзиривка дорогу провели – да там только руками разводят – мол, денег нет. А между тем, газ с моего огорода – прямо в Европу к полякам катит, а михайлевичанам с него выгоды – никакой. Вот такие мы «газовые короли». Все в нашей земле есть, да не про нашу честь.
Фото автора.