«Через несколько секунд охотники подошли к ярко пылающему огню. Сайрес Смит и журналист стояли около него. Пенкроф, с кабаном в руках, молча смотрел на обоих.
- Вот видите, старина! - вскричал Гедеон Спилет. - Огонь, настоящий огонь, на котором прекрасно изжарится эта чудная дичь.
- Но кто... зажег его? - спросил Пенкроф.
- Солнце!
Ответ Гедеона Спилета был вполне точен: солнце действительно было источником тепла, которое столь восхищало Пенкрофа. Моряк не хотел верить своим глазам, он был до такой степени изумлен, что не мог вымолвить ни слова.
- У вас, значит, была линза, мистер Сайрес? - спросил Харберт.
- Нет, мой мальчик, но я сделал ее, - отвечал инженер.
И он показал Харберту прибор, заменивший ему линзу. Это были два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края с помощью глины, Сайрес Смит сфабриковал настоящее зажигаельное стекло, которое сосредоточило лучи солнца на охапке сухого мха и воспламенило его...
...С помощью Наба Пенкроф наставил вертел, и вскоре кабан, должным образом выпотрошенный, жарился на ярком огне, словно обыкновенный поросенок...»
Вы не поверите, открыв книгу на этих строках, я не смог оторваться. Хотя прекрасно знал, чем все продолжится и закончится. Ведь историю про пятерых американцев-северян, сбежавших во время гражданской войны в США из плена от южан на воздушном шаре и попавших на необитаемый остров в Тихом океане, я читал раз двадцать. Но давно - начал где-то в десятилетнем возрасте. Иной раз, дочитав до конца, через пару дней брал книгу и читал снова. Естественно, потом были и «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта», героев которых - капитана Немо и бандита Айртона Жюль Верн поместил рядом с американскими робинзонами. Но эти романы, безусловно, выдающиеся, почему-то не увлекли меня так, как «Таинственный остров».
Секрет, казалось бы, простой, скрыт в самом названии, в котором присутствуют магические слова «тайна» и «остров». Они же обеспечивают успех сериала «Остаться в живых» (Lost), авторы которого взяли схожую фабулу и даже многократно переплюнули Жюля Верна по части сюжетных ходов. Но меня не тянет пересматривать сериал. Равно как и попасть туда, где разворачивавются события. А «Таинственный остров» написан так, что на нем хочется оказаться.
Читать роман не отрываясь заставляют не только приключения. Не испорченные, кстати, мистикой. И не желание добраться до разгадки тайны - ее знание не мешает перечитывать. А дело, как я теперь понимаю, в удивительно «уютном» повествовании. В подробностях обустройства нормального человеческого существования вдали от всех благ цивилизации. Что называется, из подручных материалов. Герои романа построили жилище в скале, оснастили его лифтом, канализацией, развели домашних животных, вырастили хлеб, высадив поначалу всего одно зернышко пшеницы, провели телеграф для связи между объектами.
Хочется делать все то, что делали герои романа. Но особенно - погреться у костра в пещере, глядя на океан. И, конечно же, зажарить и съесть кабана.
Смешно вспомнить, но в детстве я даже завидовал юноше Харберту, который заболел малярией и вылечился хинином, подаренном капитаном Немо.
Кстати, насчет хинина. О том, что это средство от малярии, я впервые узнал из «Таинственного острова». Как и многое другое. Ведь приключения в романе абсолютно ненавязчиво переплетаются с уроками химии, физики, ботаники, географии, зоологии, астрономии, истории, геологии. Их в основном преподает инженер Сайрес Смит - мастер на все руки и человек, обладающий фундаментальными энциклопедическими знаниями. Пусть даже позапрошлого века. Но и они, на удивление современного человека, вполне сгодились для «покорения» необитаемой целины.
Если хотите пробудить у ребенка тягу к знаниям и обучению, то дайте почитать ему «Таинственный остров». Лучшего средства никто пока еще не придумал.