У Путина всю жизнь будет аллергия на оранжевое

Фото с сайта yuga.ru

Оранжевая революция стала поворотным эпизодом не только в истории независимой Украины, но и во всей жизни и политической карьере российского президента Владимира Путина.

«Путинское правление можно разделить на два отрезка – до января 2005 года и после, – считает известный российский политолог Станислав Белковский. – До 2005 года для Путина все складывалось более чем удачно, как на внутренней, так и на внешней арене. Во главе крупнейших западных стран стояли его личные друзья – Шредер, Берлускони. Удавалось найти общий язык с Бушем. Поворотной точкой для Путина стала Оранжевая революция на Украине».

По мнению Белковского, начало охлаждения отношений России и Запада связано с личной обидой российского президента, посчитавшего, что на Майдане, при помощи западного финансирования, был нанесен вероломный удар по российским национальным интересам, передает агенство "".

«Перед президентскими выборами 2004 года Путин сделал ставку на Виктора Януковича, в руках у которого были сосредоточены финансовые потоки, административный ресурс и контроль за подсчетом голосов, – заявил Белковский. – С точки зрения главы России, этих рычагов было более чем достаточно, чтобы обеспечить приемлемый результат. Более того, Путин добился от западных партнеров гарантий, что те не станут вмешиваться в эту ситуацию.

И вот тут-то и произошла Оранжевая революция. Так как, по мнению Путина, самоорганизация граждан для вмешательства в подобные процессы в принципе невозможна, финансовые потоки на Украине находятся в надежных руках, то он посчитал, что финансирование украинских событий шло извне. Путин обиделся и почувствовал себя обманутым. Отсюда – и смена путинской риторики, и знаменитая «Мюнхенская речь»».

«Испорченные отношения с Западом – это очевидная неудача Кремля. Однако, это не неудача России, – уверен президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов. –

В результате сложившейся ситуации Россия больше не является оруженосцем Запада. Также Россия не интернационализировала энергетическую отрасль во имя некоего «европейского сотрудничества», то есть не стала кочегаром ЕС. И это замечательно. Гораздо более негативные последствия имела внешняя политика России на постсоветском пространстве».

По мнению Ремизова, России не удалось стать центром притяжения для стран СНГ, многие из которых выбрали самостоятельный путь развития.

«Сегодня Россия в значительно меньшей степени является центром притяжения на постсоветском пространстве, чем это было в начале «нулевых», – заявил Ремизов. – На пространстве СНГ появились новые, амбициозные центры силы – Украина после Оранжевой революции, Казахстан, усиливший свои позиции на среднеазиатском пространстве. Заметно повысилась роль внерегиональных игроков, в частности США, увеличивших свое военное, экономическое и политическое присутствие в СНГ».