"Минский процесс сыграл свою роль и на сегодняшний момент он мертв. Минский процесс в том виде, в котором он есть сейчас, никак не решает проблем Украины. Это ситуация затянутого, замороженного конфликта", - заявил на ІХ Национальном экспертном форуме Института Горшенина глава МВД Украины Арсен Аваков. И предложил свой план.
Вероятность принятия этого плана всеми сторонами переговорного процесса сейчас невысока, но он может стать черновиком для последующего компромиссного документа в случае, если Минский процесс окончательно зайдет в тупик. Но только черновиком, потому что в "плане Авакова" есть ряд спорных и противоречивых моментов.
Полиция вместо военных
Например, деоккупация Донбасса, по мнению главы МВД, должна проводиться силами полиции, а не военных, и с привлечением контингента миротворцев.
"Это должна быть полицейская операция, без применения военных сил", - заявил Аваков.
Но этот формат не сочетается с недавним переформатированием АТО в Операцию объединенных сил (ООС), где главная роль в деоккупации, как известно, отводится именно военным. Передача функций по деоккупации Нацполиции потребует нового закона. А это долгий процесс, особенно в украинском парламенте.
Предусловиями "плана Авакова" должно стать принятие закона "Об амнистии" и закона "О коллаборантах". Под амнистию, по мнению главы МВД, подпадают большинство жителей оккупированной территории и даже те, кто принимал участие в конфликте. Но при условии, что у них не будет "на руках крови".
В отношении тех, чьи руки в крови, должны быть открыты уголовные производства, и степень их ответственности определит закон. Стоит напомнить, что приятие закона об амнистии содержится в Минских соглашениях, но украинский парламент до сих пор его не принял. В Киеве считают, что он может быть принят только после шагов по прекращению огня и выводу незаконных вооруженных формирований на Донбассе.
Закон "О коллаборантах" будет предусматривать порядок привлечения к ответственности тех, кто сотрудничал с боевиками.
"Эти законы должны быть приняты до начала процесса освобождения захваченных территорий, после чего совершенно необходимо провести информационную кампанию по разъяснению населению положений этих законов, как в Украине, так и на оккупированных территориях", - пояснил Арсен Аваков.
Его план предусматривает также разработку коммуникационной стратегии, которая объяснит гражданам планы и действия власти, и привлечение международной миротворческой миссии. А сама деоккупация по "плану Авакова" должна происходить при помощи так называемого "механизма малых шагов".
Пошаговая деоккупация
Главное отличие "плана Авакова" от Минских соглашений заключается в том, что процесс урегулирования конфликта начинается не на всей оккупированной территории сразу, а только с некоторых ее районов и городов.
Сначала определяется небольшой район оккупированной территории, на котором военные формирования противника отводятся за оговоренную линию и создается демилитаризованная зона безопасности. В качестве примера называется Горловка или Новоазовский район в Донецкой области.
После этого Международная миротворческая миссия и Пограничная служба Украины берут контроль над этой территорией и ее границами, а правопорядок обеспечивает Национальная полиция вместе с миротворцами.
И только после этого на этой территории украинские органы юстиции проводят подготовку к избирательному процессу и дальнейшему проведению местных выборов в соответствии с украинским законодательством.
Но тут сразу же и начинаются первые сложности "плана Авакова". В нем идет речь о первоочередном выводе войск и передаче под контроль Украины и миротворцев границы, а только потом - о решении политических пунктов. Но именно это как раз и является одним из главных камней преткновения в очередности выполнения Минских соглашений. Украина и так настаивает на таком алгоритме, а Россия требует сначала провести выборы и предоставить особый статус Донбассу, а потом вывести войска.
И если Москва не соглашается на условия Украины по Минским соглашениям, то она вряд ли согласится на них и по "плану Авакова".
Голосовать можно будет только через 3-5 лет
После установления украинского контроля над отдельным районом или регионом по "плану Авакова" возобновляется участие граждан, которые ранее проживали на временно оккупированных территориях, в выборах в центральные органы власти. Но (!) но не раньше чем через 3-5 лет.
Этот пункт может вызвать недовольство у западных партнеров, которые могут обвинить Киев в нарушении основополагающих прав человека избирать и быть избранным.
Одновременно с этим на реинтегрированной территории возобновляется работа всех государственных институтов и органов правопорядка. Параллельно проводится разминирование оккупированной территории и начинаются работы по устранению техногенных и экологических рисков. Начинается процесс восстановления социально-экономической инфраструктуры - дорог, мостов, учреждений, предприятий.
Вместе с этим запускается программа проверки и восстановления украинских документов для тех, кто проживал на данной территории все эти годы. И начинается работа над возвращением вынужденно перемещенных лиц.
Если этот план сработает в отдельно взятом районе или городе, то, по мнению Авакова, его можно будет распространить и на другие оккупированные территории.
То есть, по большому счету, "план Авакова" является лайт-версией украинского прочтения очередности выполнения Минских соглашений и не решает основного противоречия между Киевом и Москвой. Что должно быть раньше – решение вопросов безопасности или выборы?
Кроме того, президент Петр Порошенко не раз заявлял, что не видит никакой альтернативы Минским соглашениям, к выполнению которых его все время и подталкивают западные партнеры.
Мнение эксперта
Кость Бондаренко, политолог:
- Этот план - не больше чем элемент имиджевого пиара, чтобы показать, что Аваков имеет свое, отличное от "нормандской четверки" и США, мнение по поводу урегулирования кризиса на Донбассе.
В действительности же его план не имеет никакого значения для реального освобождения Донбасса. А то, что в "плане Авакова" решение вопросов безопасности поставлено впереди политических, уже показывает, что он нежизнеспособен изначально. Россия на это никогда не пойдет.
По большому счету, ни от Авакова, ни даже от украинской власти в целом не зависит то, как будет происходить деоккупация Донбасса. Карты сейчас на столе у людей в Кремле и Белом доме. И они не доверяют друг другу, опасаясь обмана. До сих пор никто из них не показал себя договороспособным. И до тех пор, пока не будет ясности у них, заявления украинских политиков по Донбассу будут не более чем красивыми элементами пиара.