Скончался авиаконструктор Толмачев - создатель самолетов Руслан и Мрия

Придя на работу в КБ "Антонов", он рисовал маленькие детальки, но вскоре разработал самый грузоподъёмный в мире серийный самолёт.

Виктор Толмачев.

7 июня скончался украинский советский и российский авиаконструктор, один из создателей самолетов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия" Виктор Толмачев. О его кончине после продолжительной болезни сообщил генеральный директор Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Алексей Рогозин в Фейсбуке.

Толмачев родился в Курсе,  учился в Харьковском авиационном институте, который закончил с отличием. В 1961 году он поступил на работу в конструкторское бюро "Антонов" в качестве инженера-конструктора. Участвовал в разработке большинства самолётов серии "Ан". 

- В КБ "Антонова" пришел по распределению, сразу по окончании Харьковского авиационного института. Сначала рисовал кронштейн – маленькую детальку части самолета. Когда этот кронштейн пошел в производство – стали давать задания посложнее, доверив чертить более крупные детали. Через три года я уже делал чертеж хвостового отсека "Ан-22". Вот тут меня наш генеральный конструктор Олег Константинович Антонов и заметил, забрал в отдел перспективных разработок. Одной из них оказался тяжелый транспортный грузовой самолет. Позже Антонов назвал его "Русланом", первоначально проект значился под шифром "Олимп", - вспоминал Толмачев в интервью 73online.ru.

Виктор Толмачев - студент 2 -го курса Харьковского авиационного института. Фото: личный архив

По рассказу Толмачева,  самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт Руслан создавали в рамках противостояния с американцами.  Советским ученым поставили задачу создать самолет, превосходящий их Си-5. В общей сложности научно-исследовательские работы над будущим "Русланом" продолжались 5 лет. Еще три года заняла разработка документации. Первый "Руслан" поднялся в небо в 1982 году. По словам конструктора, Руслан обогнал свое время как минимум на 50 лет. 

-  Это не передаваемо, не описать, даже не знаю, с чем это можно сравнить. И страх, и радость, и волнение, и эйфория… Когда он взлетел, мы поняли: получилось. Не скрою, мы следили за американцами, видели в Си-5 все просчеты и недостатки. И при разработке "Руслана" пошли своим путем. Наш самолет получился больше, лучше и эффективнее, - вспоминал Толмачев.

С 1991 года  Толмачев работал техническим директором авиакомпании "Волга-Днепр". В 1992 стал лауреатом Государственной премии Украины за создание Ан-124.