Эхо "кровавых выступлений" на линейках по военно-патриотическому воспитанию

Как по правилам нужно учить детей патриотизму.

В Энергодаре в День защиты детей последним показали кровавое шоу.

Школьные занятия по гражданской обороне и по НВП те, кому сегодня от 35, наверняка помнят. Строгий, но добрый военрук, противогазы, которые заставляли натягивать "по тревоге". Поколение постарше училось собирать и разбирать автомат, осваивало азы строевой подготовки, девочки дополнительно проходили мини-курсы юных медсестер. Теперь в школах такого размаха нет, вместо гражданской обороны занимаются военно-патриотическим воспитанием детей. 

А чтобы оживить скучные лекции, приглашают для показательного выступления спецназовцев или полицейских. Это, конечно, эффектно, но всегда ли эффективно?

Кровавое выступление

Напомним, на открытом уроке в сельской школе в Винницкой области полицейские решили рассказать школьникам об особенностях своей работы, показать несколько приемов самообороны. Но во время инсценировки капитан полиции ранил лейтенанта на глазах у сорока учеников. Никто сначала не понял, что выстрел настоящий, пока не увидели кровь. 

Еще дальше пошли в Энергодаре Запорожской области. В День защиты детей организовали необычное представление. Вместо клоунов и аниматоров пригласили местный клуб смешанных единоборств и добавили в выступление немного спецэффектов в стиле боевиков. Боец, одолевший условного противника в ножевом бою, на глазах у детей условно "перерезал горло" побежденному. На землю тут же хлынул поток бутафорской крови. 

Соцсети наполнились возмущенными возгласами родителей: что ж это за День защиты детей такой? Раньше на карусели ходили, теперь такие жестокие "представления" показывают. Дети теперь ночами спать не будут! 

- Мы постарались это все сделать эффектно и красочно. И мы хотели показать, что и такое бывает реально в нашей жизни. Еще раз извините, но в годы моей службы в армии все было именно так. И пускай наши дети знают, что мы их защитим любой ценой... А вообще в компьютерных стрелялках дети наблюдают картины и похуже, следите за этим, дорогие родители, - извинился перед всеми от имени своих ребят руководитель клуба Антон Шибаев.

Учителя же, которые преподают в школах сейчас "Захист Вітчизни" (полтора часа в неделю для 10-11-х классов), констатируют: уроки - сплошная теория. Стрелять не из чего, бинтовать нечем, советские школьные базы уроков НВП сошли на нет за давностью лет, нового не завели. Да, дети могут участвовать в той или иной патриотической спортивной игре, но и то не все, а те, кого взяли в команду. Да, иногда ездят с экскурсиями в воинские части, где, к примеру, десантники демонстрируют свои умения и навыки. Но от их рассматривания своих навыков или знаний не прибавится.

Подросткам можно, детсадовцам нет

Кстати, тех, кто постарше, такими "кровавыми" выступлениями не проймешь. Люди пустились в воспоминания, как сами в детстве играли в расстрел партизана фашистами - и роль расстреливаемого считалась самой крутой. А во время игры в вой­нушки делились на наших и немцев, делали из веток автоматы, бинтовали головы, измазывая повязку "кровью" из помидоров. Самым почетным было застрелить "фрица". О психологических травмах тогда не говорили, лишь на заре перестройки показали робкий фильм, что подростки вполне могут перегнуть палку во время "Зарницы".

Нынешние папы и мамы в основном против, чтобы их чада со школьной скамьи учились держать в руках автомат. И неудивительно - несколько лет назад среди ребятни игры на военные темы были не популярны. Но сейчас на фоне политической ситуации дети сами начали играть в "АТО". 

Другие родители поддерживают военно-патриотическое воспитание в школах, только считают, что девочек и мальчиков должны учить разному.

- Будет просто замечательно, если мою дочь научат правильно оказывать первую медицинскую помощь, - считает отец семиклассницы Максим. - Такие знания всегда в жизни пригодятся. А вот строевая подготовка барышням ни к чему. Она для парней будет полезна - сделает их более дисциплинированными. Я своего школьного военрука вспоминаю. Он из нас настоящих мужчин сделал: объяснял доходчиво, занятия вел интересно. 

Психологи же говорят, что подобные выступления могут иметь место, если учесть возраст ребенка.

- Малышей детсада и учеников начальной школы можно просто обучать правилам самозащиты. Например, почему нельзя идти с чужими дядями. Выступления, где есть кровь, ножи и другое оружие, можно показывать подросткам начиная с 9-го класса, - считает доктор психологических наук, профессор Валентина Зарицкая. - Иначе такое "воспитание" чревато страхами, нарушением сна. У совсем маленьких может появиться ночной энурез, различные фобии. 

По мнению профессора, все показательные уроки от силовиков должны быть продуманы "в верхах".

- Психологи Министерства внутренних дел должны об этом думать и нести ответственность. Более того, они должны сопровождать все подобные мероприятия, - уверена Зарницкая.

Компетентно

Отслужившие в АТО благодарят за НВП 

Валентин Гопич проработал школьным военруком больше 20 лет, давно на пенсии, но по-прежнему уверен: дети должны иметь и представление, как меняется жизнь в военное время, и навыки для этой жизни. 

- Да, это были уроки, а не военная служба, - говорит Валентин Иванович. - Но уроки военизированные. Я знаю, сейчас некоторые военруки, или как они теперь называются, подменяют такие уроки дополнительной физкультурой или стрельбой. Это все-таки не совсем то. Мои ученики занимались не только сборкой автомата или оказанием первой медицинской помощи. Мы изучали ориентирование на местности, военную топографию и картографию, выезжали в поле - рыли окопы, имитация взрывов там была даже: дымовые шашки, петарды. И тогда некоторые родители возмущались: мол, зачем они там в пыли бегают, в войнушку играют? А ко мне последние пару лет приходят бывшие ученики - взрослые мужики, которые побывали в АТО, и теперь говорят: "Иваныч, спасибо, мы самые подготовленные оказались". Еще важный момент - военная дисциплина, которую мы тоже изучали на уроках. А она ведь - основа основ в армии. Что же касается патриотического воспитания - дело не в речах или флагах, а в том, чтобы на каждом уроке прививать детям любовь к своей стране, к своему народу, к своей земле. Вот сейчас популярны всякие патриотические спортивные игры вроде "Джуры". Но, знаете, один из бывших учеников нашей школы всю юность участвовал в каком-то движении казачьем, служил в Крыму, а когда аннексия случилась - сразу же в российскую армию и перешел. Игры - это не настоящее, военно-патриотическое воспитание в школах должно быть приближенным к реальности.