Этот документ должен навести порядок в некоторых вопросах функционирования финансового рынка.
Для простых людей предполагается возможность ведения электронного документооборота между финансовым учреждением и потребителем.
Остальные же новации больше касаются профессиональных финансистов. Так, например, документ предполагает введение понятия фиктивного финансового учреждения, деятельность которого не соответствует цели его создания или оно признано фиктивным другими госорганами. Это позволит вывести с рынка недобросовестные финансовые учреждения, которые под прикрытием своего статуса осуществляют иную деятельность. Чаще всего речь идет о конвертационных центрах и компаниях, созданных для уклонения от налогообложения.
Также предлагается изменить систему реагирования в случае выявления обстоятельств и рисков, которые могут негативно влиять на платежеспособность участника рынка. С этой целью будут вводиться несколько мер предотвращения нарушений - корректирующие меры, меры воздействия и штрафные санкции.
Авторы законопроекта считают, что документ позволит приблизить предоставление финансовых услуг Украины к правилам и нормам Европейского союза.
Компетентно
|
Сергей РЫБАЛКА, член Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко:
- Законопроект касается в первую очередь регулирования рынка небанковских финансовых услуг. Речь о ломбардах, лизинговых, страховых компаниях, кредитных союзах, негосударственных пенсионных фондах и др. В плане - внедрить ряд новаций, позволяющих как эффективнее работать участникам рынка, так и усилить уровень защиты прав и интересов потребителей их услуг.
Речь идет об упреждении неконтролируемых банкротств компаний, имеющих невыполненные обязательства перед гражданами. В отличие от Нацбанка, который может эффективно проверять своих "подопечных", у Нацфинуслуг таких полномочий нет.
Только в 2017 году с рынка было выведено 117 финансовых компаний, 85 кредитных союзов, 55 ломбардов, 55 лизингодателей и 20 страховых компаний. Многих этих банкротств - и миллионов гривен потерь для обычных граждан - можно было избежать, если бы у регулятора было больше полномочий.
Также мы внедряем цивилизованный механизм восстановления платежеспособности небанковских учреждений - ликвидация не должна быть единственным выходом, это худший вариант для потребителя.