На носу последний звонок, цветы учителям и торжественная линейка. А на ней, как правило, нудные выступления местных чиновников и часовое стояние на солнцепеке. Может, ну их, эти линейки?
Запретами делу не поможешь
"Понимаете, это тоже не метод: дать команду и запретить линейки, – отреагировала на жалобы родителей школьников министр образования Лилия Гриневич. - Нужно идти не путем запретов, а просветительством учителей, чтобы они искали и могли предложить более интересные методы работы с детьми".
С этим согласен и директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук.
- Это вопрос руководителей заведений образования. Именно они должны принимать решения отказаться от этого солдафонства, - уверен Игорь Ликарчук. Даже если МОН примет решение о запрете, то это не означает, что содержание линеек и унтерпришибеевские методы их проведения автоматически не будут сохранены в других организационно-педагогических формах работы с детьми. Ведь дело не в линейках, а в экзальтированности, зацикленности, совковости тех, кто их проводит. В этом суть проблемы.
Но что может предложить школа как альтернативу традиционным линейкам?
Оставить только первый звонок
Многие школьники считают: линейка нужна только первого сентября, а в последний день учебы от нее вполне можно отказаться.
- Первого сентября, мне кажется, линейка нужна. Она дает старт учебному году. Я учусь в десятом классе, и мне будет интересно посмотреть, как ребята из параллельных классов за лето изменились. А если линейки нет, то все как мыши по кабинетам разбегутся, и все, - уверена Аня Медведева из школы во Львове. - Вот без последнего звонка можно и обойтись. Тем более что у выпускников почти сразу после него ВНО начнется, а это треш еще тот.
- Линейка, которую устраивают в последний учебный день, мне кажется, нужна только в первом и одиннадцатом классах. Для первоклашек, в честь того что они отучились первый год и выжили в школе. И выпускникам, так как они из школы уходят навсегда и кого-то уже никогда больше не увидят, - рассуждает ученик киевской школы № 86 Игорь Смирнов. - Остальные классы могут просто выспаться лишний раз и в школу в этот день не приходить, толпу не создавать.
Творческий подход
В соцсетях предлагают к организации линеек подходить по-современному – приглашать звезд, задействовать аниматоров, устроить детям квесты.
"Расскажу про наше 1 сентября в 140-й школе, - пишет киевлянка Елена Прокофьева в Facebook в группе "БАТЬКИ SOS". - У нас была линейка, но вели ее аниматоры! Дети участвовали в конкурсах, болели за старшеклассников, хохотали, топали ногами, хлопали и от души кричали. Потом вышла директор и сказала приветственное слова на 2 минуты. Снова аниматоры - и по классам. Моя дочка была счастлива. Желаю всем прогрессивных директоров!"
В другой школе детям на линейку пригласили певца Дзидзьо.
"У нас пел Дзидзьо, у детей радости не было предела, - пишет Людмила Костенко. - Спонсоры пригласили (рядом строится жилой комплекс). Правда, выступал в актовом зале только перед школьниками, родители туда не попали. Многим родителям не понравилось, что не проводили "традиционную" линейку".
"У нас провинциальная школа в райцентре. Но я никогда не забуду эту линейку в первом классе, когда Карлсон на веревке спустился из окна второго этажа и подарил первоклашкам дневники", - пишет Ирина Толочко.
Как скажут, так и сделаем
К дискуссии "за и против линеек" подключились и педагоги.
"От линеек нужно отказаться. Все перенести в классы", - пишет в соцсети учитель Светлана Черкащенко.
Другие педагоги настаивают на необходимости торжественных мероприятий. Но в сокращенной версии.
"Честно, я за участие всех классов на 10 минутной линейке, так как ученики ждут слов директора, пожеланий на лето, чудесного вальса 11-х классов и этого чарующего звука звонка. Больше и не надо, - пишет учитель Мария Гречанюк. - Просто не стоит забирать приятные минуты их жизни, они настойчиво работали весь учебный год и заслуживают на миг счастья, когда звонит звонок. Абсолютно согласна: 40 минут – это слишком".
Увы, но есть еще третья позиция среди педагогов: как Министерство образования скажет, так и сделаем. Пусть руководство думает, а наше дело подчиняться.
А как у них?
***
В первый учебный день в США нет никаких торжественных линеек или общешкольных построений перед началом занятий. Дети просто спокойно добираются в школу и идут на занятия. Единственно отличие от всех остальных учебных дней, пожалуй, только в том, что родители стараются лично проводить детей, а не просто довериться школьному автобусу, цветы приносить тоже не принято. Нет и никакой парадной школьной формы.
***
В Германии первый и последний звонки бывают только для первоклассников и при выпуске из начальной школы. Ученики других классов приходят в школу после каникул сразу в класс, и начинается обычный учебный процесс.
***
Учебный год во Франции начинается без цветов, без линейки и без праздничной одежды. Дети приходят в школу в шортах и футболках и начинают искать свой класс. Все дело в том, что во Франции перед началом нового учебного года из параллельных классов формируют новые, и нужно найти свой, так что первого сентября родители с детьми приходят пораньше и отправляются искать свою фамилию в списке классов.
***
В Китае учебный год начинается буднично без торжеств первого сентября. Но у китайских школьников существует школьная форма, которую обязательно надевают только по понедельникам, когда проходит торжественная линейка.
***
В Польше обычно 1 сентября проводится торжественная линейка, а руководитель класса встречается и знакомится с учениками.