Пропавший малайзийский "Боинг" мог угнать его капитан

Четыре года назад бесследно исчез аэробус, летевший из Куалу-Лумпура в Пекин. Поиски до сих пор не дали никаких результатов.

На борту пропавшего аэробуса было 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Фото: globallookpress.com

В марте 2014 года таинственно исчез рейс MH370 авиакомпании Malaysia Airlines. На борту находились 239 человек. Связь пропала через 40 минут после взлета. Точнее, кто-то специально отрубил всю аппаратуру слежения. Всю, кроме той, к которой не имел доступа экипаж: датчиков, установленных на двигателях. Именно благодаря им мы и знаем, что самолет оставался в воздухе более семи часов, менял курс и высоту. Но вот куда конкретно он летел и, главное, почему, до сих пор не ясно. 

О загадках пропавшего "Боинга" и наиболее вероятных версиях этой трагедии мы поговорили со специалистом, который очень тщательно изу­чал это дело на протяжении нескольких лет, генеральным директором Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергеем Мельниченко.

Сергей Мельниченко. Фото: facebook.com

70 миллионов на сундук мертвеца

- Почему снова всплыла на поверхность тема пропавшего малайзийского "Боинга"?

- В начале года начались новые поиски. Малайзийское правительство подписало договор с одной из американских фирм, которая выделила судно, способное осуществлять глубоководные исследования. Договор составлен довольно интересно: нет результата - нет оплаты. Если в течение 90 суток данное судно не найдет ничего, то малайзийцы не заплатят ни цента. Если что-то будет найдено, то поисковиков ждет награда в 70 миллионов долларов. Притом что поиски этого самолета уже обошлись в 160 миллионов. Они стали самыми дорогими за всю историю гражданской авиации.

- И самыми загадочными...

- О да. Ведь поисковое судно тоже исчезло... 

- Вот это поворот!

- Спокойно! Оно нашлось через трое суток: кто-то отключил на нем системы слежения (как на самолете, который они искали). Зачем - не ясно. 

- Что конкретно они ищут? 

- Прежде всего "черные ящики". Надежда, правда, только на регистратор технических параметров. На речевом, похоже, ничего нет - каждые два часа запись идет поверх старой. За семь часов полета аудио было стерто трижды. 

 

Шел по границе

- Тревогу подняли не сразу?

- Ее подняли только через 5 часов, когда борт не пришел по расписанию в Пекин. Очень интересное место исчезновения радиолокационных меток. Это границы районов полетной информации Малайзии и Вьетнама.

- То есть граница секторов ответственности диспетчеров. Каждый думал, что самолет находится в чужой зоне?

- Не совсем так. При окончании радиосвязи с малайзийским диспетчером экипаж попрощался. И диспетчер Малайзии был совершенно уверен, что борт перешел на управление к вьетнамскому центру. Вьетнамский же диспетчер 18 минут ждал, когда "Боинг" выйдет к нему на связь.

- Но ведь по международным правилам он должен был объявить особый режим уже через 7 минут! 

- Бывает, что радиостанции не хватает диапазона действия. Это ежедневно повторяющаяся ситуация. Но и через 18 минут тревогу не подняли. Вьетнамский диспетчер просто позвонил малайзийскому и спросил: "А где же ваш борт? Почему мы его не наблюдаем?" Диспетчеры Малайзии позвонили в производственно-дис­пет­чер­скую службу своих авиалиний - у них должна быть прямая связь с пилотами. Технари ответили: все нормально, самолет уже над Камбоджей. Но установили они это гипотетически - просто прикинув по часам, где он должен быть. В общем, так и гадали, пока Пекин не поднял тревогу. Искать начали в точке, где пропала связь... И лишь через несколько суток подняли информацию с военных локаторов, установив, что самолет не упал, а в момент пересечения воздушной границы просто вырубил связное и опознавательное оборудование. Но "Боинг" оставался в воздухе, потому на радаре имелась соответствующая метка. По ней невозможно было определить эшелон и скорость, только траекторию движения. И тут поняли, что ни в Камбодже, ни во Вьетнаме борт не был. После отключения связи он развернулся обратно в сторону Малайзии, пересек ее, взял курс на северо-запад, дошел до Андаманского пролива и там исчез из поля зрения военных локаторов. Причем шел он точно по воздушной границе Малайзии и Таиланда.

Захария Ахмад Шах на фоне того самого личного авиасимулятора, который стоял у него в подвале. Фото: youtube.com

Управление извне

- Все эти данные говорят о злом умысле?

- Я уверен в этом.

- И злоумышленник находился на борту?

- А вот в этом до конца уверенным быть нельзя.

После теракта 11 сентября 2001 года фирма "Боинг" задумалась, как не позволить террористам, захватившим кабину самолета, натворить трагических дел. Так был придуман автопилот, которым можно управлять извне.

- Самолет в этом случае превращается в гигантский дрон?

- Примерно. Система внешнего управления была разработана, опробована...

- ...и установлена на данный самолет?

- А вот здесь еще одна загадка. Узнать, был ли такой автопилот именно на том "Боинге", не удалось. Мы внимательно изучили объемный доклад расследователей. Там не одна сотня страниц. И ни слова об автопилоте. Хотя очень многие журналисты этот вопрос задавали. Но фирма так и не ответила.

- Но если на данном "Боинге" стояло дистанционное управление, кто-то мог его взломать и увести самолет туда, куда ему необходимо? 

- Это одна из версий.

Странности командира

- Давайте рассмотрим другую версию. У следователей возникло много вопросов по поводу командира воздушного судна - Захарии Ахмад Шаха...

- Слишком много фактов, которые не могут быть простым совпадением... Вообще человек, который угнал этот "Боинг", не был похож на террористов 11 сентября, которые обладали лишь азами управления. Этот угонщик имел огромный опыт пилотирования. Естественно, подозрение сразу пало на капитана. Чтобы отключить все следящее оборудование, надо знать, как это сделать. Надо знать, что "Боинг" можно "спрятать", если идти точно по границе Таиланда и Малайзии...

- А еще в подвале у Шаха нашли профессиональный авиасимулятор!

- Ну в этом-то я не вижу никакого криминала. Есть летчики, настолько влюбленные в профессию, что им мало летать в воздухе. Они постоянно совершенствуются, создают себе сложные ситуации на тренировках, чтобы быть готовым к ним в реальности...

- Капитан "Боинга" какие-то очень странные полетные ситуации проигрывал...

- Вы правы. Удалось восстановить некоторые файлы, которые он стер на компьютерном симуляторе. Несколько файлов касались полетов над Индийским океаном и посадки на пять разных островов... В отчете они не названы. Но многие специалисты сходятся во мнении, что одним из них мог быть остров Диего-Гарсия, где расположена американская военная база с огромным аэродромом. И там есть ангары, в которых легко можно спрятать "Боинг-777".

- Странно...

- Не то слово! А не странно, что за несколько дней до отлета в последний рейс капитан Захария стирает всю информацию со своего симулятора? Кроме того, любимой дочери, которая живет в Австралии, опять же незадолго до полета он переводит значительную сумму - якобы для покупки дома. 

Есть еще странный факт. Этот человек был мусульманином. И за год перед исчезновением самолета порвал с исламом. Об этом мало кто знает.

- Перешел в другую веру?

- Скорее стал атеистом - по многим причинам. Здесь что важно? В других религиях, как нам удалось выяснить, этот переход не настолько трагичен и болезнен, как у мусульман. Для мусульманина порвать с Аллахом - это колоссальный стресс. И если человек порывает со своей религией, то явно его внутреннее состояние не является безоблачным. На это наслоились проблемы в семье - все шло к разводу. И, наконец, скорая потеря работы маячила на горизонте: он планировал уволиться. А, как я уже говорил, человек был очень влюблен в свою профессию - недаром у него стоял авиасимулятор дома. Три потери сразу - семья, работа, вера. Мало кто выдержит. Ну и в довесок - разочарование политического плана. В интернете есть фотография капитана в футболке, на которой написана дата выборов в Малайзии и фраза: "Демократии больше нет". У пилота, кстати, был дальний родственник, который как раз являлся одним из руководителей местной оппозиции. И которого власти сильно обидели: этот человек попал под суд за гомосексуализм. И вроде как были разговоры, что так его убрали конкуренты политические. Возможно, эту обиду на власть разделял и капитан.

- Достаточно, чтобы подозревать пилота...

- Пожалуй! Но и это еще не все! Когда расследователи изу­чали тренировки капитана на авиасимуляторе, то, кроме уже указанных маршрутов в Индийский океан, были еще более странные... Он намеревался пролететь над центральной частью Куала-Лумпура. Там расположена высокая телебашня и знаменитые малайзийские башни-близнецы Петронас. Так вот, ник этого капитана на тренировках звучал как "Башни-близнецы-777". 

- Он что, планировал таран, как в 2001 году в США?

- Об этом страшно говорить, но данную версию тоже нельзя сбрасывать со счетов. Судя по восстановленной информации тренажера, он рассматривал два варианта - полет в Индийский океан и полет в центр Куалу-Лумпура.

- В итоге, похоже, выбрал океан...

Автономный глубоководный аппарат, который использовали для поиска обломков пропавшего рейса. Фото: Getty Images

Борт - меньше иголки

- Почему самолет не нашли до сих пор? Или это как искать иголку в стоге сена?

- Если сравнивать размеры самолета с площадью поисков, то сравнение с иголкой некорректно. Самолет в данном случае - гораздо меньше иголки. Да, есть системы слежения, спутники, радары, но все это направлено на области постоянных маршрутов. Никто не ставит задачу отслеживать перемещения самолета в южной части Индийского океана, где не летает никто. Бесполезно и дорого. 

- Но шанс, что найдут бортовые самописцы, все-таки есть?

- Шанс есть. Борт, можно уже определенно сказать, разломился на отдельные составляющие при контакте с водой, поскольку флаперон (часть крыла. - Ред.) нашли на побережье острова Реюньон и потом еще находили обломки на побережье Африки и близлежащих островов. Точно установлено, что эти фрагменты принадлежат именно пропавшему "Боингу-777". Значит, самолет просто упал. Скорее всего, из-за того, что закончилось топливо. Из пассажиров к тому времени, скорее всего, в живых никого не осталось. 

- Кто же их убил?  

- Возможно, тот, кто захватил управление. Он мог умышленно разгерметизировать самолет на большой высоте - просто сбросив давление в салоне. В таком случае количество кислорода в воздухе уменьшилось настолько, что люди стали массово терять сознание, а позже - погибать из-за гипоксии. 

- Но тогда и угонщик должен был погибнуть!

- А вот он мог быть в сознании до последнего момента. Есть еще одна странность. Перед отлетом капитан попросил заправить до отказа кислородную систему "Боинга". Это те баллоны, которые питают кислородные маски при аварийной ситуации. 

- Это кислород и для экипажа, и для пассажиров?

- Ничто не мешало не пустить кислород пассажирам, а оставить только для себя. Технически это возможно.

- То есть угонщик собирался лететь куда-то очень долго? 

- Возможно. Но пока мы точно можем сказать только одно. Кто-то целенаправленно увел самолет в самый медвежий угол Индийского океана, очень профессионально спланировав эту спецоперацию. Кто, зачем, почему? Ответы на эти вопросы сейчас и ищут на дне океана... 

В тему 

Другие версии пропажи MH370

Из досье "КП"

Самые загадочные исчезновения самолетов 

2003 год. "Боинг-727". В аэропорту Луанды (Ангола) аэробус без пассажиров внезапно вырулил на взлетную полосу и, не выходя на связь с диспетчерами, пошел на взлет. Удачно оторвавшись от земли, он вскоре скрылся из виду. На борту в это время находились два человека - авиамеханик Бен Падилья и пилот частных легкомоторных самолетов Джон Мутанту. Однако никто из них не умел управлять самолетами такого класса. Оба спеца пропали без вести. Как и сам аэробус.

1979 год. "Боинг-707". Грузовой самолет исчез с радаров через полчаса после вылета из Токио в Рио. На борту находились 153 картины художника Манабу Мабе стоимостью около двух миллионов долларов. До сих пор ничего не известно о самолете, картинах и шести членах экипажа. Одна из версий - воздушное ограбление.

1962 год. Super Constellation. Военно-транспортный самолет перевозил армейский персонал из Вьетнама в США. Таинственно исчез над Тихим океаном в районе Гуама. Без вести пропали 96 пассажиров и 11 членов экипажа.