Содержание
- Знаменитый терапевт
- "Сударь, вы подлец!"
- Слишком широкие шаги
- Умер в больнице для нищих
- Три степени оскорбления
К дуэли все было готово: секунданты назначены, приобретены две пары одинаковых пистолетов, мириться спорщики отказались наотрез. Вот-вот должно было раздаться: "К барьеру, господа!"
Один из дуэлянтов - 57-летний Василий Образцов, известный терапевт, профессор Киевского университета и первый в истории доктор, сумевший диагностировать при жизни пациента инфаркт миокарда.
Его противник - 40-летний профессор патологии все того Киевского университета Владимир Линдеман. Ради чего эти два всеми уважаемых человека вздумали стреляться?
Знаменитый терапевт
Василий Парменович Образцов служил военным врачом в Румынии, отучился в Берлине, а Киев выбрал потому, что в этом крупном южном городе болели не только от водки, грязи и голода, как почти везде в царской России. Для врача это было немаловажным - спасать жизни и познавать новые методы диагностики. К тому же в то время Киев славился своим медицинским институтом.
В 1893 году 44-летний Василий Образцов стал профессором Киевского университета на кафедре частной патологии и терапии. Он заработал себе репутацию великого доктора и гения. Доходило до такого, что, когда Василий Парменович ехал по делам в Петербург, люди выкупали места в одном с ним вагоне, лишь бы доктор осмотрел и поставил диагноз. Поговаривали, докторский талант у Образцова благодаря тонкому слуху - мог услышать шумы в сердце, а пальцы рук были как у самого выдающегося пианиста - за счет пальпации не раз удавалось поставить точный диагноз и спасти жизнь.
Василий Парменович обладал примечательной внешностью: высокого роста, широкоплечий, моложавый, чуть полноватый, с открытым лицом, обрамленным бородкой и гривой волос с благородной сединой. Всегда красиво, даже немного щегольски одетый, уже одним своим видом он внушал симпатию и уважение. Любимец всего Киева, женщин, везунчик, яркий и неординарный.
Женился. Родилась дочь. Ушел в частную практику. Наконец-то купил собственный дом на Фундуклеевской (сегодня Богдана Хмельницкого, 60) и зажил, как полагается знаменитому доктору. Богатые застолья, вокруг много женщин и народные песни. Зачастую кутил в ресторане на углу Владимирской и Прорезной (позже ресторан "Лейпциг"), а иногда и захаживал в "Шато де Флер", прославленный своей сомнительной репутацией. Ну и где, спрашивается, доктор мог наткнуться на молодую красивую Варвару Владимировну Чегодаеву, ставшую причиной громкого скандала и дуэли?!
"Сударь, вы подлец!"
Несмотря на семейное положение, Василий Образцов влюбился. Стоял то ли 1906-й, то ли 1907 год. Надо сказать, что и Варвара Чегодаева ответила взаимностью, опять-таки несмотря на семейное положение, но уже свое. Ее муж - Владимир Карлович Линдеман, профессор патологии Киевского университета. 40-летний этнический немец, да еще и член клуба русских националистов, которые враждовали с так называемыми "сознательными украинцами". Он только-только женился на девушке много младше себя и решил, что стал полностью счастливым человеком, как обнаружил - Варвара увлеклась другим. Да и не абы кем, а его коллегой - 57-летним Образцовым.
Стерпеть такого позора профессор патологии не смог. На университетском совете Владимир Линдеман прилюдно назвал Василия Парменовича подлецом и швырнул ему через стол перчатку. К барьеру, милостивый государь!
Хоть Образцов и не был заправским стрелком, отказываться от дуэли не посмел. Друзья обоих профессоров старались отговорить их от опасного поединка, но все безуспешно. Генерал-губернатор Алексей Гирс, узнав о происшествии, забил панику - если погибнут выдающиеся терапевты, скандала не избежать. Он вызвал к себе секундантов профессоров и велел во что бы то ни стало помешать дуэли.
Слишком широкие шаги
Секундантом Владимира Линдемана стал его ассистент Николай Вашетко. Согласился он на это под давлением - иначе не быть ему доцентом. Секундантом Образцова стал его друг - химик Сергей Реформатский.
В то время как Василий Парменович ни разу в руки пистолет не брал, Владимир Карлович, наоборот, прослыл стрелком и охотником.
- Я всажу этому негодяю пулю в лоб с одного выстрела! - повторял он накануне схватки.
И видит Бог, всадил бы, не пойди секунданты на хитрость. Реформатский и Вашетко приобрели две одинаковые пары пистолетов. Но перед поединком заменили боевые пули на бумажные. Отмерять дистанцию специально поручили химику Реформатскому, чей рост равнялся 2 м 15 см. Соответственно и шаг у него был самый широкий. Когда он старательно отмерил положенные дуэльным кодексом 15 шагов, Линдеман взорвался: негодяи превратили его дуэль в фарс, в котором участвовать он не собирается. Дуэль не состоялась.
|
Умер в больнице для нищих
Сама история на этом не закончилась. Варвара Чегодаева все-таки ушла к Образцову. Тот развелся и каким-то немыслимым образом договорился о венчании со своей возлюбленной, хотя развенчанных не венчали. В 1909 году на 60-м году жизни Василий Парменович снова стал отцом - родилась дочь Евгения, а через два года родился и сын Василий.
Владимир Линдеман вскоре после развода стал директором Киевского бактериологического института, а вначале 1920-х перебрался в Варшаву для организации военного противогазового института. Умер в возрасте 64 лет в 1933 году от инсульта.
Конец жизни Василия Образцова куда более печальнее. В середине 1910-х доктор обнаружил у себя диабет и стенокардию, из-за чего оставил профессорскую должность. С приходом большевиков Василий Парменович потерял все состояние. Остался лишь пустой дом на Фундуклеевской. Варвара Чегодаева с семьей бежала из страны. Первая жена умерла, а дети от первого брака уехали из Киева.
Дом ввиду отсутствия дров не топили, у Образцова случился инсульт. Паралич правой руки постепенно проходил, но речь была утрачена, не раз доктор пытался покончить с собой, предотвращали его попытки студенты, навещающие своего учителя. Василий Парменович голодал и замерзал - зимой в спальне дома температура доходила до 2-4 градусов ниже нуля. Образцов заболел пневмонией. Студенты отвезли его в больницу для бедных, находившуюся в Покровском монастыре, где 14 декабря 1920 года Василий Парменович и умер.
Кстати
Три степени оскорбления
Все дуэли проходили согласно кодексу. Одним из главных правил значилось: "Дуэль может и должна происходить только между равными. Оскорбление может быть нанесено только равным равному". То есть плебей, оскорбивший аристократа, по факту оскорбления не нанес - с этим можно в суд и только.
Различали три степени оскорбления: первая - простейшая: не так посмотрел, не тем тоном обратился. Вторая степень - брань, клевета, угрожающий жест. К третьей степени относили оскорбление действием.
Оскорбления второй и третьей степени считались тяжкими. К примеру, наставить рога мужу - значило нанести ему тяжкое оскорбление, причем "моральная неверность" жены признавалась оскорблением 2-й степени, а "телесная неверность" - оскорблением 3-й степени. Тяжесть оскорбления, нанесенная родовой чести или памяти покойных родственников, повышалась на одну степень. Оскорбления могли наноситься умышленно и неумышленно; в последнем случае при извинении инцидент считался исчерпанным.
Особый раздел рассматривал оскорбления, нанесенные прессой. За напечатанную обидную статью нес ответственность автор. Если автор отказывался дать удовлетворение или скрывался, вместо него вызывали на дуэль редактора.