Знаете, как можно заработать огромные деньги, не прилагая особых усилий?
Даже не нужно возглавлять налоговую администрацию. Этого добились украинские автопроизводители, которые сумели вернуть себе льготы и теперь не платят налог на добавочную стоимость (НДС). А машины, вопреки здравому смыслу, в салонах не подешевели. Теперь вместо отчислений в бюджет денежные реки потекут в карманы автобаронов. Более того, каждый украинец, поддержавший украинского производителя, при регистрации авто в ГАИ переплатит несколько сот гривен.
Если кто-то забыл о том, как в последние годы формировались цены на автомобили в Украине, я напомню. Сначала несколько производителей протолкнули сквозь парламент закон о поддержке национального автопрома. Основной особенностью документа стало то, что три украинские корпорации получили право сбывать продукцию без НДС. То есть цена, которую они устанавливали в автосалонах, оказалась минимум на 20 процентов ниже, чем у конкурентов. В число счастливчиков попали предприятия корпораций «УкрАВТО» и «Богдан», а также Львовский автобусный завод. В итоге вся страна пересела на «Сенсы» и «Ланосы», которые продавали по довольно интересным ценам – от 6 до 7,5 тыс. долларов. Думаю, многие помнят те времена.
Потом в 2005 году правительство Юлии Тимошенко уравняло всех, отменив льготы для избранных. Это было сделано с целью обеспечения вступления Украины в ВТО. «Ланосы» тогда подорожали приблизительно до 9 тысяч долларов. Цена за машину, разработанную 15 лет назад, оказалась не слишком конкурентоспособной, но автопроизводители быстро нашли выход. Нет, они не стали думать над тем, как удешевлять производство, а попросту… выторговали для себя повышение таможенных пошлин. Импортные автомобили выросли в цене, а «Ланосы» по-прежнему продолжали пользоваться спросом, оставаясь самой популярной иномаркой на нашем рынке.
Теперь вот льготы автопроизводителям вернули, но машины не подешевели. Кто же в здравом уме снизит их цену, если и так раскупают? А вообще, казалось бы, если возвращены льготы, то правильно было бы восстановить «статус кво», вернув импортные пошлины на прежний уровень. И настоящие иномарки подешевеют, и нашим производителям все-таки придется снизить цены. Но этого не наблюдается. Бюджет теряет 3 млрд гривен, уверены некоторые депутаты, а украинцы переплачивают при оформлении машин, поскольку сбор в Пенсионный фонд при оформлении в ГАИ платится исходя из стоимости транспорта без НДС. В то же время несколько предприятий получают дополнительную прибыль в 3 млрд гривен за год.
Не правда ли, красиво выглядит бизнес по-украински?