Церкви понравилось предложение Турчинова перенести рождество на 25 декабря

Церковь предлагает праздновать Рождество и 25 декабря, и 7 января, при этом призывает политиков оба дня сделать выходными.

Митрополит Онуфрій. Фото: УНИАН

Среди политиков в последнее время  ходят разговоры о переносе празднования православного Рождества с 7 января на 25 декабря. Последним о такой смене дат высказался и глава СНБО Александр Турчинов. По его мнению, Украина должна отмечать Рождество Христово по григорианскому календарю.

- Может уже пришло время и Украине перейти на празднование Рождества 25 декабря вместе с большинством цивилизованных стран? Но решать это должен, в первую очередь, Совет христианских Церквей Украины. PS: А в переходный период, думаю, можно оставить празднования и 25 декабря и 7 января, - считает Турчинов.

Так почему же разнятся даты празднования Рождества? Дело в том, что в Украине в 1918 году ввели григорианский календарь, однако церковь продолжает пользоваться юлианским.

Ясли Христовы. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО 

УПЦ ПРЕДЛАГАЕТ ОСТАВИТЬ ДВЕ ДАТЫ

Протоиерей УПЦ Московского патриархата Георгий Коваленко выступает за две даты празднования Рождества - 25 декабря ночной литургией без перехода на новый стиль, без завершения поста, и 7 января - традиционно большим празднованием. Протоиерей призывает власть сделать 25 декабря выходным днем, как и 7 января.

- Во-первых, это даст возможность части христиан Украины (католикам и протестантам), а также гостям Украины из других стран мира достойно отпраздновать этот день, представляя собственные традиции. Во-вторых, это даст возможность православным, греко-католикам и протестантам Украины, не отвергая собственных традиций, начать богослужебное и культурную честь Рождества Христова вместе с христианами своих конфессий, придерживающихся нового стиля. Мало кто знает, что 11 из 15 Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово именно 25 декабря. В-третьих, это даст возможность учреждениям культуры и СМИ наполнить этот день радостью празднования и предоставит дополнительный смысл уже сложившейся традиции зажигать елки и открывать рождественские ярмарки в декабре, - заявил Георгий Коваленко в блоге на "ТСН".

Протоиерей подчеркнул, что эти решения не должны отменять Рождество как религиозного и государственного праздника, а также выходного дня 7 января. А дополнительный выходной на 25 декабря Коваленко предлагает перенести с Дня Святой Троицы, который всегда припадает на воскресенье. 

Если церковь и политики договорятся, то детвора будет колядовать дважды в году - 25 декабря и 7 января. Фото: УНИАН

В РПЦ ХОТЯТ ПЕРЕНЕСТИ И РОЖДЕСТВО, И НОВЫЙ ГОД

А вот в Российской православной церкви, которой подчиняется УПЦ Московского патриархата, предложили другую дату празднования Рождества -  31 декабря. По мнению протодиакона РПЦ Андрея Кураева год должен начинаться с Рождества Христова.

- По какому бы из нынешних церковных календарей не праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово – 25 декабря, то почему же год, исчисленный от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если Рождество Христово – 7 января, то почему новые "лета от Рождества Христова" начинаются за неделю до него, - заявил Кураев.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Архимандрит Филарет (Зверев):

"Нельзя говорить о том, что Рождество 25 декабря – католическое, а 7 января – православное"

архимандрит Филарет (Зверев) Фото: orthodoxy.org.ua

- Украинская Православная Церковь, Русская, Иерусалимская, Сербская, которые придерживаются Юлианского календаря, я считаю, совершенно правы. Юлианский календарь правильнее с точки зрения церковной. И с точки зрения, например, церковного устава, совершенно очевидно, что Григорианский календарь действительно привносит определенные сложности в богослужебную жизнь Церкви. Но, тем не менее, мы с уважением относимся и к традиции использования некоторыми Поместными Церквами Григорианского календаря, хотя эта традиция не очень давняя.

Православные греки отпраздновали уже Рождество Христово 25 декабря по григорианскому календарю. Тут надо отметить, что разница в календарях не является разницей в вероучении. Разница календарей не является разницей в благочестиях. Это лишь разница в традициях.

Несмотря на то, что с некоторыми Поместными Церквями у нас разные календарные стили, у нас одна вера, у нас один Христос, у нас один евхаристический хлеб и все мы единое Тело Христово.

Поэтому нельзя говорить о том, что Рождество 25 декабря – католическое, а 7 января – православное. Когда Православная Церковь — по какому бы то ни было календарю! — празднует Рождество, это и есть самое православное Рождество.

СПРАВКА КП

ПОЧЕМУ РАЗНЯТСЯ ДАТЫ?

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).  И в наше время  православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней;  католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь,  введенный в обиход  в 46 году до н.э. императором  Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу,  заменившую юлианский стиль на григорианский.  Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в Украине продолжали пользоваться юлианским. В Украине на государственном уровне григорианский календарь был введен в 1918 году, однако церковь продолжает пользоваться юлианским.