Художник из Кировограда пишет святых в украинских национальных нарядах

Богородица в платке и кораллах, а Иисус - в вышиванке.

«Народные» образы вызывают больше доверия, и к таким легче обращаться с молитвой. Фото: Личный архив художника

Свою первую "домашнюю" икону 53-летний Александр Охапкин написал в студенческие годы. Для первокурсника художественного училища она была важна тем, что вселила уверенность в собственных силах и стала лучшей работой среди тех, которые он выполнял как студент. С тех пор из-под кисти Александра Игоревича вышло около тысячи икон, на которых святые изображены не канонически, а по-домашнему - в украинских нарядах, платках, с украшениями и цветами. 

Картины художника побывали на многих выставках в Украине и за рубежом, хранятся в фондах Союза художников Украины, частных коллекциях Германии, Франции, США, Канады, Польши, Италии и других стран. Ну и, конечно же, написанные им иконы украшают церкви Украины и церковь Святого Владимира в Париже.

Фото: Личный архив художника

- Написание образов с обликом простого человека использовали еще первые иконописцы, - рассказал "КП" в Украине" художник. - Святые - это те же люди, угодные Богу, но красивые духовно. Именно это и сближало нас, украинцев, которые вешали свои, писанные сельскими мастерами иконы в "красный угол". Наши предки хотели видеть понятные для своего быта и окружения образы, чтобы можно было доверительно обратиться с молитвой, которая точно будет услышана. 

Александр Игоревич объясняет, что именно простой человек в привычном одеянии с деталями быта, которые сопровождают его с самого рождения и до смерти, заставляет иконописца изображать детали, свойственные только данному региону. Ведь мастеру заказывают иконы со всех уголков Украины, поэтому он старается тщательно изучить особенности каждой области. К примеру, для церквушки в одном из карпатских сел Охапкин написал Богородицу в традиционном карпатском платке и с коралловыми бусами на шее.

Образ для будущей иконы рождается в момент, когда художник берет в руки карандаш.

- В эти мгновения в душе появляется смутное чувство, но после первых штрихов оно начинает формироваться в нечто осязаемое, - рассказывает мужчина. - Самое главное - почувствовать внутреннее настроение, которое должна излучать работа. Но тут, я считаю, все определяют сами святые и Бог, которые решают, получится икона или нет, поможет ли она в общении со Всевышним и явит ли Его милость.

Иконы Александра Охапкина украшают и частные коллекции, и церкви. Фото: Личный архив художника

Священники не особо приемлют неканонические изображения святых, но тем не менее некоторые из них, как и Александр Игоревич, мечтают создать церковь "домашней" иконы. А вот прихожане храмов, где находятся иконы Охапкина, отмечают, что именно его иконы помогают в жизни и способствуют искренности молитвы. 

Художник же верит, что его "домашние" иконы, как и все, что имеет двойное суждение, успешно пройдут проверку временем и через них явится благодать и счастье всему украинскому народу. 

МНЕНИЕ СВЯЩЕННИКА

- Если икону написал глубоко верующий человек, со светлыми помыслами, то такой образ может находиться в храме, - рассказал "КП" в Украине" настоятель одного из львовских храмов отец Владимир. - Конечно же, эту икону обязательно освятят в самом храме. Лично я ничего плохого не вижу в том, что в некоторых церквях есть неканонические иконы. Ведь все-таки искусство иконописи не обязательно строится на знании канонов.