Обвал пещеры разделил затворников на две группы

Под землей среди взрослых осталась самая маленькая девочка. Другая часть отшельников - 14 человек - вышла на воздух с новым лидером, Виталием Недогоном. Вчера около семи утра из знаменитой пещеры пензенских затворников снова раздались выстрелы. И снова через вентиляционную трубу палил Виталий Недогон.

Под землей среди взрослых осталась самая маленькая девочка. Другая часть отшельников - 14 человек - вышла на воздух с новым лидером, Виталием Недогоном. Вчера около семи утра из знаменитой пещеры пензенских затворников снова раздались выстрелы. И снова через вентиляционную трубу палил Виталий Недогон.

Прежде новый лидер сидельцев так отгонял милицию прочь от пещеры - чтобы и не пытались спасать затворников. Но после того как 7 женщин вышли на поверхность, а оставшиеся 28 отшельников заявили, что до Пасхи не покинут свое убежище, никто не пытался к ним пробиться.

Когда стражи оврага подбежали к вытяжке, услышали усталый голос Виталия Недогона:
- Нам был знак... Мы хотим выбраться наверх.

На этот раз сидельцы были уверены в своем решении: оказалось, что обвалились еще две кельи. Люди посчитали это Божьим знамением.

Спасатели помогли 14 затворникам, среди которых была вся семья Недогона (трое его детей и жена), выйти на поверхность. Выкарабкивались по очереди: в образовавшийся проем с трудом мог протиснуться один человек.

Сектанты выглядели усталыми (после последних обвалов в пещере людям не хватало воздуха, да и места для движения было очень мало). Заминка произошла у автобуса, который пригнали для них: затворники отказывались садиться в «адскую колесницу». Но их таки уговорили. Людей отвезли в один из домов, купленных Недогоном в Никольском (он жил там с семьей еще до ухода под землю). Сюда же привезли их вещи из пещеры. У дома Недогоны разгрузились - и все 14 человек скрылись в доме, затопили печь. Сейчас их жилище, так же, как и дом Петра Кузнецова, где сидят первые вышедшие отшельники, охраняют милиционеры. Вышедшие с Недогоном затворники и слышать ничего не хотят о «соратниках Кузнецова», считая Виталия своим новым лидером. Непонятно пока, к кому примкнет третья группа, которая пока остается под землей, - 14 человек (в том числе двое детей).

- Мы продолжаем вести с ними переговоры, - говорит вице-губернатор Пензенской области Олег МЕЛЬ-НИЧЕНКО. - Люди говорят, что ждут знаков свыше, по которым они поймут, что пора выходить. Когда выйдут, разрешим им жить в молельном доме и домах Недогона. Спасатели очень надеются, что оставшиеся затворники услышат не только знаки, но и голос разума: их положение - самое опасное. Несколько обвалов отрезали людей от выхода. В любой момент может обрушиться свод. А ведь там - самая маленькая затворница, которой всего год и восемь месяцев.

По оценкам экспертов, работающих на месте у пещеры, все должно закончиться 2 апреля, скорее всего, до обеда. Так как сидельцы отдали милиции три дробовика, если что - отстреливаться уже не будут. А спасатели и специалисты готовы сделать все, чтобы «великое сидение» завершилось. Причем благополучно.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Это подземелье похоже на подлодку

Наши корреспонденты оказались в числе первых, кто пробрался в освобожденную пещеру. Низкие своды -идти приходится пригнувшись. Белые стены. На полу беспорядок: видно, люди собирались в спешке. Брошенные матрасы, рисунки и распятия на стенах, ведра, опрокинутые банки. И... шахматная доска. Это было единственное развлечение, которое разрешала вера.

- Очень продуманно все здесь сделано, как на подлодке, - удивленно говорят спасатели. - Целая система отсеков. Обрушилось здесь - переходят вглубь. Пошла вода - заваливают келью мешками с песком. Единственное, что они не преду-смотрели, - что земля будет сыпаться со свода по всей пещере. В таких случаях остается только покинуть «подлодку».

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Вадим КУЛИНЧЕНКО, офицер-подводник: «Кузнецов -отличный психолог»

- Условия, в которых пребывает экипаж подлодки в автономном плавании, чем-то схожи с образом существования, на который обрекли себя сектанты.

Во-первых, пензенские «сидельцы» должны сейчас испытывать проблемы с опухшими ногами, что происходит, когда человек мало двигается.

Во-вторых, бывали случаи, когда матросы-первогодки, а порой и офицеры после похода испытывали симптомы клаустрофобии или, наоборот, агорафобии - боялись открытых пространств. Думаю, сейчас сектантов нужно размещать в больнице, учитывая этот момент.

Я внимательно следил за этой историей, и мне кажется, что руководитель сектантов Петр Кузнецов - хороший психолог. В свою команду он явно набрал не абы кого, а людей, идеально совместимых друг с другом психологически, как набирают и экипажи подлодок. Иначе они бы не просидели в подземелье так долго - переругались бы вплоть до смертоубийства.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Герман СТЕРЛИГОВ, бывший миллионер, участник первых переговоров с затворниками: «Они просто зарабатывают себе популярность!»

- Я уверен, что это просто пиар-акция. И, как всякий пиар, она требует информационных поводов - стрельбы из воздуховодов, «обрушения» сводов, вывода спасенных… Я считаю, что там есть дежурная группа из пяти человек, на смену которой периодически приходят люди с «большой земли». То есть безвылазно они там явно не сидят. Не потому ли семи женщинам, которые покинули пещеру, не понадобились черные повязки на глаза, которые им приготовили врачи?

Когда я еще думал, что под землей находятся дети, и приехал на переговоры, я общался с Недогоном. Мне показалось, что это вполне вменяемый и здравомыслящий человек, который просто выполняет свою роль. Как и большинство участников этого спектакля. Для чего он нужен? Все просто - для создания популярности секты. Чувствуется чья-то рука, которая всем управляет. Посмотрите, сколько журналистов безвылазно сидят в этой деревеньке. Благодаря этому Петина секта, которая к православию не имеет никакого отношения, в мгновение ока стала  самой знаменитой в мире. Все о ней говорят, следят за событиями вокруг пещеры. Единственное, чем можно прекратить этот фарс, - вообще перестать писать об этих людях. Иначе они доведут спектакль до финала: сгонят под землю побольше народу, чтобы на Пасху выйти и кинуться в ноги Петру. Или их подорвут, чтобы появились «мученики» и у этой секты.

КСТАТИ

Алексей КРЯКВИН («КП»-Минск»)

В доме Валентины Понедельник, отправленной вместе с детьми прямо из дома экс-лидера затворников Петра Кузнецова домой в Белоруссию в начале декабря прошлого года  переполох. Женщина цепляется за каждую новость, которую ей приносят соседи.
- Это все ложь! Заговор, который власть придумала, чтобы людей от нас отвернуть, чтобы они подумали, что мы ненормальные, - негодует Валентина. – Я была с этими людьми и знаю, что они сильны духом и не отступят ни при каких обстоятельствах. И то, что Петр с ними, - тоже неправда. Никто его не отпустит из психушки, ведь против него дело уголовное завели. Над ним смеются, как над Ноем, который спас людей и животных в ковчеге во время потопа.

Женщина ставит чай, жадно слушает новости. Она по-прежнему верит в особое предназначение Петра Кузнецова, правоту его убеждений и учения.
А как бы вы поступили, если бы сидели в землянке и начал осыпаться потолок? - спрашиваю.

- Мы бы остались: земные страдания нельзя сравнивать с адскими муками тех, кто не покается, - голос Понедельник звучит с надрывом, видно, что она взволнована… А комета все еще не прилетала?

Про комету Понедельник спрашивает в каждый мой приход. О ней же несколько недель назад спрашивал из подземелья и Недогон. Оказывается, Петр внушил ученикам, что комета прилетит аккурат за два дня до конца света, вот они и ждут ее как предвестника.

Пещера изнутри.
Фото: Фото Дмитрия Бархатова


Виталий Недогон
Фото: Дмитрий Бархатов