Донецкий драмтеатр родился... в Харькове

. Фото .

На днях, 27 марта, мир отметил Международный день театра. По такому случаю "Комсомолка" отправилась в Донецкий областной академический украинский музыкально-драматический театр. Не удивляйтесь, за этими пышными регалиями - уже ни много ни мало восемь десятков лет упорной работы.  

Сборная солянка                                                       

То, что Донецк заселялся выходцами из самых разных регионов, переселенцами буквально из каждого уголка огромной Российской, а потом и советской империи, известно, наверное, каждому. По иронии судьбы, донецкий театр - тоже из числа "переселенцев". 

- Он был основан в 1927 году в Харькове, тогда еще столице Украины, - рассказывает Тамара Пишванова, хранитель музейных фондов Донецкого драмтеатра. - Части трупп двух других театров - Харьковского государственного народного театра и известного "Березоля" Леся Курбаса - слились в один коллектив. Образовался Харьковский Червонозаводской театр. То, что он оказался такой "сборной солянкой", наложило свой отпечаток на его дальнейшую историю: народный театр тяготел к реализму, а Лесь Курбас и бывшие актеры его труппы - к конструктивизму, модному авангардному течению. Стало ясно, что молодой коллектив не будет стоять на месте и готов идти на творческие эксперименты.  

Первым художественным руководителем Червонозаводского театра стал Александр Загаров. Ученик Немировича-Данченко, он отработал в "новорожденном" театре лишь один сезон и оставил его в 1928 году. Но, конечно, именно с ним связана первая постановка театра - остросатирическая комедия "Республика на колесах" по пьесе Якова Мамонтова. Пресса встретила спектакль восторженно, да и вообще пьеса эта в то время была очень популярна. К слову, Леонид Утесов, тоже игравший в Ленинградском театре в "Республике на колесах", именно в этом спектакле в 1928-м году впервые спел свою знаменитую песню

"С одесского кичмана"... 

С самого начала в театре играли замечательные актеры, имена многих из которых впоследствии стали украшением украинской культуры. Например, несколько сезонов здесь проработал Иван Твердохлеб, сейчас, к сожалению, позабытый, но в тридцатые годы знаменитый киноактер.  

- После ухода Загарова театр возглавил Василий Василько, ученик Леся Курбаса, - продолжает Тамара Пишванова. - Принимая назначение, он заявил: "Мы докажем, что мы - достойный цветок в столичном букете". Некоторые исследователи ведут отсчет истории нашего театра именно с этого момента. Уже в то время он достиг высокого уровня, о чем говорит хотя бы такой пример: в 1930 году на Всесоюзную Олимпиаду искусств в Москве из тридцати государственных украинских театров поехали лишь два, одним из которых был Харьковский Червонозаводской! 

Русский язык, эвакуация и китайцы 

В 1933 году по просьбе Народного комиссариата образования Украины коллектив Червонозаводского театра перебрался в Сталино. Некоторые из исследователей уверены, что это было не что иное, как попытка власти тихо убить талантливый украинский театр. Еще бы, ведь коллектив, который играл все пьесы на украинском языке, отправили в русскоязычный регион. Другая версия: Краснозаводской театр должен был повысить культурный уровень в городе, где были лишь ТРАМы (театры рабочей молодежи), но профессионального коллектива не было. 

Когда харьковчане приехали в Сталино, о нынешнем здании театра речи еще не шло, поэтому давать спектакли пришлось в помещении, которое сегодняшним дончанам известно как бывший кинотеатр "Сатурн" по адресу Кобозева, 5. Василий Василько вспоминает: "Я приехал в Сталино. Местные старожилы удивляются: украинский театр на Донбассе? У нас разнородное население, специфические условия жизни... вот и кинотеатр... Одна стена накренилась, подперта столбами. Двор крошечный, какой-то склад... Настроение убийственное". 

- Художественный руководитель понимал, что своей игрой актеры должны увлечь даже тех, кто не говорит по-украински, - рассказывает Тамара Пишванова. - Задача была необыкновенно сложной, но театр с ней справился. Уже здесь поставили третий во всей Украине с 1917-го года спектакль "Макбет" (два предыдущих ставил Лесь Курбас). 

Еще одна яркая страница в истории театра - эвакуация в годы Великой Отечественной. Коллектив был очень многочисленным, около ста человек, и большая его часть пошла на фронт. В эвакуацию отправились 25 работников театра, причем они разделились - одних эвакуировали в Джелал-Абад, других - в Кызылорду.  

- Сотрудники сберегли архив, - продолжает Тамара Пишванова, - продолжали давать концерты, показывать спектакли. В Кызылорде поставили "Отелло". Вернулись в Сталино в январе 1944-го.  

О том, что недавно в архивах была найдена телеграмма с благодарностью театру лично от Сталина, "Комсомолка" уже писала. Напомним, речь шла о благодарности за деньги, собранные работниками театра и отправленные на постройку танка. Но не все знают, что деньги собирались не один раз. Театр поучаствовал в сборе предприятиями города средств на постройку целой эскадрильи боевых самолетов, а сколько денег было отослано в помощь детям-сиротам, семьям фронтовиков и другим нуждающимся!  

- Уже после войны репертуар театра стали разбавлять русскоязычными постановками, - говорит Тамара Пишванова. - Даниил Лазуренко, художественный руководитель театра на тот момент, прикладывал массу усилий, чтобы продвигать украинские пьесы, но понятно, что власть этого не одобряла. Были моменты, когда Лазуренко даже хотел вывезти весь театр в Запорожье! Кто знает, что мы имели бы сейчас в Донецке, если бы у него это получилось... 

Между прочим, благодаря пресловутой линии партии в репертуаре театра иногда появлялись настоящие диковинки. В период особенной дружбы с молодой Китайской республикой в 1953-м году по инициативе сверху в Донецком театре поставили пьесу китайского автора Ван Ши-фу "Пролитая чаша". И поставили очень даже неплохо! В течение полугода спектакль показали 24 раза, а посмотрело его больше семи с половиной тысяч человек. 

Музей появится совсем скоро

В 1994 году художественным руководителем и директором театра становится Марк Бровун. И уже в середине девяностых донецкий областной театр по количеству выездов с гастролями в города области превосходит все другие областные театры вместе взятые. 

- Марк Матвеевич - настоящий генератор идей, - делится с нами Тамара Пишванова. - Именно ему принадлежит идея создания Энциклопедии театра - огромного собрания информации о каждом человеке, который участвовал в жизни театра, каждой постановке на нашей сцене.

Идет работа и над созданием театрального музея. По словам работников театра, в музее будет что показать. Это не только уникальные снимки спектаклей 20-40-х годов, не только те самые сталинские телеграммы, но и такие редкости, как, например, раскопанный в архивах редкий реквизит вроде старинного самовара или настольной лампы сталинских времен. 

Кстати 

В истории независимой Украины именно Донецкий музыкально -драматический театр в 2001 году впервые получил почетный статус академического. Не киевский, харьковский или львовский, а именно донецкий театр стал первым, а значит, в историю украинского театрального искусства он тоже войдет под гордым первым номером.