Несколько суток они провели в пастушьем домике без еды, греясь найденными там дровами.
Надеялись, что следы лыжников выведут к подъемнику
Горнолыжный курорт Драгобрат – это место, в основном, выбирают те, кого уже не надо учить кататься на лыжах. Самый высокогорный, а потому популярный среди опытных туристов и тех, кто жаждет экстрима. Снег здесь держится дольше всего и появляется тоже раньше, чем на других курортах. Правда, почти всю эту зиму в Карпатах сохраняется опасность схождения лавин, но этим отпугнешь далеко не всех любителей гор.
|
Сюда, на Закарпатье, в конце февраля отправились двое туристов – Евгений из Киева и Людмила из Днепра. Они отдыхали здесь в начале января большой компанией, где и познакомились. Решили вместе провести уикенд в горах – оба опытные лыжники и туристы. Но бывает, что именно надежда на свой опыт и связанные с этим моменты легкомыслия играют роковую роль.
В воскресенье утром ребята поселились в отеле в поселке Ясиня. Договорились с хозяевами, что внесут оставшуюся часть за проживание после ужина, взяли в прокате лыжи и снаряжение, оставив в залог водительские права Евгения – и пропали. В этот день Евгений последний раз созванивался с родными. Потом наступила тишина. Второй телефон туристы оставили в отеле на зарядке.
Погода, несмотря на ветер и сильный мороз, была благоприятной для катания - ясной, видимость была лучше, чем месяцем раньше на Драгобрате. Ребята отправились от трассы "Чайка" на "Вершину Карпат". Потом – обратно по хребту. И свернули не туда. Ни в тот, ни в следующий и еще через день туристы в отель не вернулись. Хорошо еще, что работники подъемника, которые последними их видели в то воскресенье, запомнили ребят и это потом поможет спасателям отыскать потерявшихся.
|
- Мы дали вправо чуть раньше, съехали вниз километр – подниматься наверх уже не было возможности, темнело, а подъем займет не один час, - рассказывает "КП" в Украине" Евгений Кныш. – Внизу мы видели следы лыжников, и были уверены, что скоро будет подъем. Но его все не было.
Солнце село – хорошо еще, светила луна. По следам неизвестных лыжников ребята шли все дальше и дальше, надеясь, что во-вот, уже за следующим холмом, или вот за перевалом, покажется подъемник. Но около восьми вечера равнодушная луна высветила лишь домики в трехсот метрах выше. Следы лыжников завели в тупик. Позже ребята узнают, что накануне здесь спасатели ставили какие-то столбики. Именно по их следам они пришли к хижинам. Такие домики раскиданы по всем Карпатам, летом в них живут пастухи из трудноступных горных сел – скот выгоняют в горы пастись еще весной, а в село со стадом возвращаются только осенью. Когда уходят пастухи – приходят спасатели, укомплектовывают хижины дровами, продуктами с долгим сроком хранения как раз для заблудившихся туристов. А такие – обычно дело в зимних Карпатах.
- В одном строении мы нашли дрова, в другом – матрасы, а в третьем обнаружились два топчана и буржуйка, - рассказывает Евгений. – Честно – нас спасла случайно найденная в рюкзаке зажигалка. Нас бы 100% уже не было, если бы не она. Зажигалку я около месяца назад нашел в маршрутке и решил оставить – мне она показалась интересной из-за фонарика. Бросил в рюкзак и забыл.
|
Из еды - 200 грамм хлеба и литр кока-колы
Нашли веник, разобрали его на прутья – так удалось разжечь замерзшие дрова. Их доставали из-под снега – в домике гулял ветер, было разбито окно. За стеной ревела метель и мороз почти -30°С.
А потом обнаружилась еще одна опасность – медведи. Обычно они просыпаются в марте, бывает – и раньше. В карпатских селах не раз были случаи, когда свирепые голодные после спячки звери нападали на людей. Отбиться – сложно. Обычно селяне идут в леса после зимы на поиски оленьих рогов для сувениров – нужно отойти далеко от села, в старый лес. Там же, в старом лесу, бродят и медведи. И те, кто просыпается еще когда снег глубокий, а температура – низкая, особенно опасны. Их будит голод – если медведь за осень не запасся достаточным количеством жира, он просыпается еще в холода и идет на поиски пищи. И если в большинстве случаев хищник не очень-то ищет контакт с человеком, то в этом он может рассматривать людей именно как еду. Но о медведях в те ночи Людмила и Евгений не думали – пока спускались вниз, видели следы десятков разных животных, в лесу заметили прыгнувшую на дерево рысь. После того, как скрылись в домиках, в горах, на их пути, сошла лавина.
- Старались выжить, гнали от себя мысли о плохом. Но о зверях не думали, - говорят туристы.
Утром в понедельник туристы отправились искать дорогу к людям. Внизу через лес увидели засыпанную снегом дорогу. Спустились – дорога обрывалась в обе стороны в воду.
- Могли перебраться через обрывы, но решили возвращаться два километра к домикам и не тратить энергию – неизвестно, что нас ждало там, впереди, - говорит Евгений.
Связь пропала, как только съехали с хребта. Позвонить спасателям они не могли.
С собой у пары была пачка орешков, пол-пачки изюма, злаковый батончик и почти литр кока-колы. В домике нашли 200 граммов хлеба. Ели по два кусочка в день. Топили возле печки воду в бутылке.
|
"Выходите, бить буду!"
Татьяна, сестра Евгения в это время в Виннице ждала звонка от брата. Но он не выходил на связь третьи сутки. Сколько бы не набирала номер – абонент вне зоны. Все мессенджеры молчат. Охватившая девушку паника заставила ее около 11 вечера 27 февраля набрать полицию и сообщить о пропавшем в горах брате.
На Закарпатье после звонка сестры Евгения мгновенно подняли все службы – три отряда спасателей отправились в горы искать заблудившихся туристов, полиция в это время начала опрашивать местных жителей – кто их видел в последний раз. Подключились и добровольцы. Первым делом отправились в отели. Примечательно, что владелицу отеля судьба ее постояльцев, не вернувшихся с горы, не волновала – четыре дня она даже не переживала из-за того, что они не вернулись, не взяли ключ от номера, не заплатили, в конце концов… Так же и в прокате лыж, где они оставили права – снаряжение не вернули, документы остаются на месте. Но это не натолкнуло ни персонал, ни владельца на мысль о том, что с ребятами могла случиться беда. А может, уже случилась.
На вторые сутки туристы впервые при свете дня отправились в соседний домик за дровами – обычно это делали уже вечером. И увидели надпись на стене: "Вы на поляне Урда. Если потерялись – звоните 101 и ждите здесь. Связь выше дома". Сквозь сумасшедший ветер, сносящий с горы, и метель, с плохой видимостью продирались наверх, но связь так и не словили. А наутро, когда возобновили попытки, телефон сел. Тогда решили закрыться в домике и жечь дрова до последнего.
- А-ну выходите, бить вас буду! – раздался возле хижин мужской голос. Не веря своим ушам, лыжники выскочили и увидели спасателей с горячим чаем и едой. Только тогда на туристов накатил весь ужас произошедшего. К обеду спустились к отелю. Домой, в Киев, уехали на следующий день – раньше не было билетов. За три дня Евгений от бешеных нагрузок и голода сбросил около 10 кг.
- Даже не хотел разбираться с хозяйкой отеля, хотя мы на нее очень надеялись, как и на работников проката, - говорит Евгений. – Но по-мужски по морде не дашь. Мы не ночевали ни одной ночи, но никто нас не искал. Только сестра начала бить тревогу.
|
Родителям рассказали о происшествии, уже когда Евгений нашелся. Такую проверку судьба уготовила парню и девушке на ранней стадии отношений.
- Когда мы отправлялись в горы, мы еще не были парой, - говорит Евгений. – Люда еще в домике говорила, что, если нас найдут, она не будет об этом вспоминать с ужасом, скорее позитивные воспоминания – все же мы неплохо провели время. Приключение улучшило наше отношение друг к другу. А вообще спасибо девочке Люде – она ни на минуту не теряла оптимизм, мне не нужно было тратить много энергии на ее поддержку.
Конечно, выводы о безопасности сделаны навсегда – теперь Евгений будет изучать детально точный маршрут трасс, а не ехать наугад.
|