Эксперт рассказал о перспективах иска России против Украины

Президент России дал поручение министру финансов подать в суд в случае непогашения до конца года долга в $3 млрд.

Фото: kremlin.ru

Президент России Владимир Путин дал поручение министру финансов РФ Антону Силуанову подать в суд на Украину в случае непогашения до конца года долга в $3 млрд. Срок погашения украинских евробондов, выпущенных на ирландской бирже, истекает 20 декабря 2015 года. При достижении этого срока, на погашение дается еще 10 дней, и после 30 декабря формально наступает дефолт, дающий право владельцу облигаций обращаться в суд.

Вадим Иосуб. Фото: primus.by 

- Перспективы судебного разбирательства России с Украиной весьма неоднозначны, - считает старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. - Согласно проспекту выпуска евробондов, он регулируется английским правом, и держатель бумаг может подать на эмитента в национальный английский суд, инициировать арбитражный процесс в Лондонском международном третейском суде или в любом другом суде подходящей юрисдикции. Весьма вероятно, что украинская сторона захочет выдвинуть России встречные иски, никак не относящиеся к выпуску бондов, но связанные с другими аспектами двусторонних отношений. В результате судебное разбирательство может быть затянуто на неопределенный срок.

Напомним, что Россия не присоединилась к общему пулу коммерческих кредиторов, с которыми Украина согласовала реструктуризацию долга, включающую списание 20% от его номинала. На встречные предложения России сделать рассрочку выплат на три года под гарантии США, Евросоюза или первоклассного банка, не согласилась уже Украина. Она сослалась на то, что условия договоренностей по реструктуризации с другими кредиторами не позволяют предоставить России лучшие условия. При этом США официально отказались от гарантий, а представители ЕС ответили отказом в неофициальном порядке.

- Камнем преткновения до вторника был спорный вопрос статуса этого долга, - говорит  Вадим Иосуб. - Задолженность была оформлена по уникальной схеме, не имевшей прецедентов при предоставлении официальных кредитов. Позиция Украины заключалась в том, что раз долг был структурирован с помощью рыночного размещения еврооблигаций на ирландской бирже, то он коммерческий. Россия настаивала на том, что раз весь объем облигаций выкупил Фонд национального благосостояния, к тому же по номиналу, то есть гораздо выше рыночной цены, то долг является официальным.

По его словам, проблема статуса долга была важна для решения вопроса, сможет ли МВФ продолжить свою программу расширенного финансирования, выделяя Украине очередные транши кредита. Прежние правила прямо запрещали МВФ кредитовать страну, находящуюся в состоянии дефолта по суверенному долгу. Однако принятые 8 декабря изменения в правила кредитования МВФ теперь позволяют организации это делать. С этого момента проблема статуса долга потеряла свою значимость, и представляет интерес лишь в качестве уникального юридического кейса.