Кредиты станут дороже: чем грозят Украине предложения политиков не возвращать долги МВФ

В БПП напомнили, кто тут "щит для Европы" и призвали МВФ задуматься о списании Украине долгов.

Кредиты станут дороже: чем грозят Украине предложения политиков не возвращать долги МВФ. Фото: Sully Phoenix Via Flickr

"Давайте как-то по-дружески…"

Сегодня Украина является щитом для Европы, поэтому Международный валютный фонд должен не только выдвигать нам требования по Антикоррупционному суду, но и подумать над тем, как списать с Украины все кредитные долги. Такое мнение в комментарии журналистам высказал народный депутат от БПП Олег Барна.

"Законопроект в заявлении МВФ, на данное время, является исключительно популистским и ничтожным, потому что процедура принятия законопроекта по Антикоррупционному суду запущена", - цитируют заявление политика СМИ.

По словам Барны, украинцы "искренне благодарят МВФ за поддержку дешевыми кредитами, за понимание ситуации в государстве". Но поскольку Украина сейчас защищает "демократические ценности Европы", фонду было бы неплохо подумать над тем, как вообще все кредитные долги Украины можно было списать, так как они это делали в других странах. Вот это, считает Барна, "было бы по-дружески к людям, справедливо, учитывая тот факт, что сейчас Украина является щитом для Европы".

"Дефолты для МВФ не редкость"

Надо сказать, что за последнее время это не первое заявление, насчет того, что фонду можно не платить. В частности, экономист Виктор Скаршевский ранее напомнил, что дефолты перед МВФ - достаточно частое явление. По словам эксперта, с 1959 года 30 стран допустили 34 дефолта по кредитам МВФ. Средний срок дефолта (между датой отказа возврата кредита и датой его погашения) – около 6 лет.

По данным Скаршевского, рекордсменами по сроку дефолта стали Либерия (23,3 года), Камбоджа (18,8 лет) и Ирак (14,3 лет).

Еще три страны – Судан (с 1984), Сомали (с 1987) и Зимбабве (с 2001) – до сих пор не вышли из дефолта перед МВФ.

А самый крупный дефолт перед МВФ допустила Аргентина, отказавшись в 2003 году выплатить долг в сумме $2,9 млрд, продолжает Скаршевский. Последний дефолт перед МВФ был в мае 2015 года, когда Греция не выплатила МВФ $1,7 млрд. Кстати, Греция стала первой страной с развитой экономикой, допустившей дефолт перед такой уважаемой организацией.

Остается напомнить, что в этом году мы должны выплатить МВФ порядка $2,0 млрд, в 2019-м – еще $1,5 млрд.

"Не самая лучшая комната в коммунальной квартире"

Несмотря на такую "экономическую поддержку", эксперты, опрошенные "КП" в Украине", в своих комментариях были осторожны и буквально в один голос заявили: просто не верится, что это "заявление" – не фейк!

- Если в ближайшее время не последует опровержения и все это действительно было сказано депутатом от БПП, то я могу сказать только одно: Украина забывает, что живет не отдельно от всего мира, а, если можно так выразиться, в коммунальной квартире, да еще и не в самой лучшей комнате, - образно обрисовал ситуацию исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. – И подобные заявления от представителя "партии власти" посылают кредиторам несколько сигналов.

Олег Устенко поясняет, что "деньги МВФ" находятся у нас только по документам. А физически их здесь нет. Для наглядности эксперт приводит пример: "Представьте, что вы должны мне 100 тысяч, но при этом ваши 200 тысяч лежат у меня в банковской ячейке. И вот вы заявляете, что отдавать долг вы не планируете. Для меня это, конечно, это плохо: неприятно морально, да еще и придется заносить лишние записи в тетрадку. Но свои 100 тысяч я все равно заберу".

- Заявление Барны свидетельствует о той мировоззренческой пропасти, которая возникла в системе коммуникаций между властными "элитами" и западными партнерами, но пропасть эта - чистой воды симуляция, - считает аналитик Алексей Кущ. – А направлена эта симуляция на то, чтобы потрафить вкусам части внутреннего электората. Во власти уже понимают, что выпрашивание денег у МВФ уже не воспринимается обществом, поэтому решили просить "гордо".

На самом деле, считает Алексей Кущ, наверху прекрасно понимают, что:

  1. Европе не нужно, чтобы ее защищали страны третьего мира, у них для этого есть НАТО, США и на крайний случай - ядерный зонтик.
  2. МВФ не интересует наша процедура принятия законов. Они требуют лишь достижения установленных критериев сотрудничества. Процедурные вопросы их не волнуют, равно как и прохождение законопроектов на "совете племен".
  3. Кредит нужен нам, а не фонду, у них хватает клиентов.
  4. О невозврате долгов говорят шепотом, чтобы кредитор не слышал, и уж тем более абсурдно говорить об этом накануне новых переговоров!

Так что, резюмировал аналитик, можно с уверенностью констатировать: попытка "напугать" фонд закончилась полным провалом.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

"Долги нужно отдавать быстрее, а новые не накапливать"

Сергей Рыбалка 

Сергей Рыбалка, экс-глава комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко:

- На обслуживание внешних долгов у Украины уходит около 4% ВВП, в то время как самые оптимистические прогнозы роста - не более 2,5% в год. То есть мы вынуждены только на проценты отдавать больше, чем зарабатываем. Отсюда вывод: долги нужно отдавать быстрее, а новые не накапливать.

Для этого необходимо проводить борьбу с коррупцией, особенно в силовых структурах, проводить судебную реформу, создавать стимулы для развития экономики. Ведь чем лучше будет чувствовать себя бизнес, тем больше он заплатит налогов. А значит - тем быстрее мы рассчитаемся с кредитами и снимем нагрузку с будущих поколений. Мы в Радикальной партии разработали целый ряд инициатив для увеличения объемов экспорта, для поддержки высокотехнологичной продукции, для возрождения промышленности, а также для активизации кредитования реального сектора.

Проведение таких реформ позволит постепенно уменьшать остаток внешнего долга, а высвободившиеся ресурсы направлять на структурные изменения в экономике - инфраструктурные проекты, удешевление кредитов для предпринимателей, поддержку экспорта высокотехнологической продукции. До этого же основные усилия должны быть направлены на жесточайшую борьбу с коррупцией, без чего никакие экономические стимулы, к сожалению, не сработают.