Депутаты придумали, как уменьшить зависимость Украины от импортного топлива. Они предлагают разбавлять его спиртом, который производится в Украине. Мол, чем больше в каждом литре будет украинского спирта, тем меньше валюты уйдет за рубеж в качестве оплаты импортных нефтепродуктов.
Логика в этом есть, тем более, что в некоторых странах машины ездят и вовсе на этаноле. Но ряд экспертов выступает против разбавления бензина спиртом.
Что предлагают депутаты
Народные избранники решили одним выстрелом убить двух зайцев. Во-первых, снизить зависимость Украины от импортного топлива. А во-вторых, загрузить спиртоперерабатывающие предприятия. Украинские предприятия начнут выпускать биотопливные добавки к бензину и дизтопливу, что даст рабочие места, поступления в бюджет - и от этого будут одни плюсы. Такое мнение высказывают приверженцы идеи принудительного добавления биотоплива в нефтепродукты, изложенной в законопроекте №7348, который находится на рассмотрении в Верховной Раде.
В частности, планируют обязать продавать топливо с установленным уровнем примеси биотоплива. Все нормы разработаны при участии "Госэнергоэффективности". Авторство принадлежит 35 депутатам из разных фракций.
Если документ будет принят, то уже с 1 января 2019 года в бензине и дизтопливе, которые реализуются на автозаправочных станциях Украины, содержание биодобавок должно быть не менее 3,4%. В 2020 году требования возрастут, и нормы составят не менее 4,8%.
Эти показатели разработаны для бензина. Для дизтоплива значения чуть ниже. Так, с 1 января 2019 года норма будет составлять 2,7%. Исключения сделаны для параметров закупаемых бензина и дизеля для Министерства обороны и для Госрезерва.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что уже в 2020 году потребление жидкого биотоплива возрастет до 390 тысяч тонн. Объем рынка оценивается с применением котировок Украинской энергетической биржи. На начало февраля текущего года объем рынка составил 12,5 миллиарда гривен.
Эксперты называют риски
Казалось бы, идея отличная. Но эксперты видят в этом новшестве ряд подводных камней. Так, по словам директора консалтинговой компании А-95 Сергея Куюна, это может привести к подорожанию топлива.
По его словам, если смешивать готовые импортные бензины с украинским биоэтанолом, то сложно будет выдержать нормы Евро-5. То есть, бензин для украинского рынка должен быть специальным образом "подготовлен" под смешивание, за что производитель возьмет надбавку. Второй важный момент – оборудование для смешивания.
- Для этого необходимо сделать на нефтебазах специальные установки, - говорит Сергей Куюн. - Перед тем, как полученный бензин паспортизировать, нужно добиться соответствия качеству, а для этого нефтебазы необходимо оборудовать лабораторными комплексами. То есть, процесс выпуска бензина с биоэтанолом не так прост, как кажется функционерам спиртовой отрасли.
По его словам, спиртосодержащий бензин будет дороже "обычного". И цена во многом будет зависеть от монополиста в лице "Укрспирта", который оказывается в очень сладкой позиции – цены на биоэтанол будут исключительно в его руках. Также понятно, что все это будет включено в цену на АЗС.
Особенности биоэтанола
Кстати, бензин с примесями спирта и сейчас продается на разных автомобильных заправках под марками типа "эко-" или "биотопливо" и т.п. Оно сейчас дешевле обычного. Если литр 95-го бензина стоит 29-32 грн, то бензин с этанолом можно залить по 25 грн. Однако даже в такой ситуации очередей к заправкам не наблюдается.
- Несколько раз пробовал такой бензин, - говорит киевлянин Андрей. – Особой экономии не заметил. На нем существенно растет расход топлива, а приемистость двигателя падает. В итоге, по затратам на километр пробега получается приблизительно то же самое, что и на обычном бензине, но машина очень плохо ускоряется. Приходится ездить, как ездят пенсионеры на дачу.
Как говорит Сергей Куюн, кроме всего прочего, бензин с биоэтанолом – весьма капризная субстанция. Это топливо не предназначено для длительного хранения. Надолго оставлять машину с таким бензином в баке не рекомендуется. Топливо может начать элементарно расслаиваться и требовать срочной замены.
А как у них?
Биотопливо – благо или зло
Интересно, что в мире сейчас ведутся дискуссии относительно того, насколько правильно использовать биотопливо в качестве бензина и дизеля. Ведь ради его производства происходит· изъятие из традиционного сельхозоборота земель, что способствует падению плодородия. В дальнейшем это приводит к сокращению производства пищевого растительного сырья в отдельных странах, росту цен на продовольствие на национальном и глобальном уровне. Мировые эксперты выступают за использование в качестве исходного сырья биомассы второго и третьего поколения.
Биотопливо второго поколения - различное топливо, полученное различными методами пиролиза биомассы, или прочие виды топлива, помимо метанола, этанола, биодизеля, произведённое из источников сырья "второго поколения".
Биотопливо третьего поколения получено из водорослей. У этой технологии ещё остаётся множество проблем. Например, водоросли любят высокую температуру, для их производства хорошо подходит пустынный климат, но требуется некая температурная регуляция при ночных перепадах температур. В конце 1990-х годов технология не попала в промышленное производство из-за низкой стоимости нефти.
Читайте также
Украина увеличила экспорт в страны Евросоюза
По сравнению с прошлым годом разница составила 30 процентов.
В 2017 году Украина увеличила экспорт своей продукции в страны Евросоюза на 29,9 процента. Общая сумма продаж составила 17,5 миллиардов долларов. Об этом 15 февраля сообщила Государственная служба статистики.