В отчете о будущем профессий, сделанном на Всемирном экономическом форуме в Давосе, были названы 10 знаний и умений, которые будут актуальны после 2020 года
1. Умение решать проблемы комплексно и многоуровнево
Говоря простым языком, будут востребованы люди, которые способны видеть суть проблемы и разбираться с ее причиной, а не со следствием.
В этой связи можно вспомнить старый анекдот о том, как человек пришел на прием к врачу с жалобами на плохое самочувствие, а врач посоветовал ему бросить пить и курить.
- Так я не пью и не курю! - сказал пациент.
- Очень жаль, - ответил врач. - Если бы вы курили и пили, а сейчас бросили, то почувствовали бы себя значительно лучше!
Ситуация, если ее рассматривать как анекдот, выглядит, конечно, смешно. Но если человек в реальности столкнулся с тем, что на все его жалобы врач советует либо бросить пить-курить, либо меньше есть, то ему не до смеха. Ведь вполне возможно, что первопричинами являются психологические проблемы, нарушения сна и даже очень серьезные заболевания.
Так вот, самыми востребованными будут специалисты, владеющие целостным системным подходом к решению проблем и понимающие, на что следует обратить внимание, кроме самого очевидного.
2. Критическое мышление
Умение критически мыслить означает умение ставить под сомнения любую поступающую информацию, включая собственные убеждения.
- События последних лет показывают, что украинцам очень не хватает способности критически мыслить, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Практически все события воспринимаются в "черно-белом варианте" - "зрада" или "перемога". Даже взрослые и состоявшиеся люди забывают, что мир многоцветен, что позволяет популистам и манипуляторам паразитировать практически на любой теме, которая всплывает в информационном пространстве. А между тем даже сам вопрос "Возможно, все работает совсем не так, как я до этого думал?" уже помогает развитию.
Психолог убеждена: научиться критически мыслить не только можно и нужно, но и жизненно необходимо - недаром этот навык идет в списке под номером 2.
А для этого надо постараться:
- воспринимая информацию, включать "внутренние фильтры",
- не вестись на громкие заявления политиков о "зрадах" и "перемогах",
- не цепляться намертво за собственное мнение, не замечая альтернативных аргументов,
- настораживаться, если вам пытаются навязать "единственно верное решение",
- задавать себе вопросы и искать на них ответы в разных источниках.
3. Креативность
Модное слово "креативность" все понимают по-разному, но так или иначе связывают креативные способности с творчеством. Между тем, говорит бизнес-коуч Марина Деркач, в широком смысле креативность - это умение находить нестандартные, принципиально новые решения, то есть способность видеть то, чего еще нет. И это, безусловно, крайне ценное и важное качество для любой компании.
Среди психологов популярно мнение, что изначально креативность свойственна любому человеку, но большинство из нас теряют ее в детском саду или школе. Тем не менее некоторым людям, несмотря ни на что, удалось сохранить это весьма ценное качество и неплохо на нем заработать. Самой креативной работой на свете, пожалуй, является деятельность трабл-шутеров, гонорары которых достигают 100 тыс. долларов в час. Уже исходя из порядка цифр понятно: к услугам этих специалистов прибегают либо очень богатые люди, либо большие корпорации.
В качестве примера работы трабл-шутера чаще всего приводят случай из жизни известной корпорации, производящей кроссовки. Компания терпела огромные убытки из-за воровства персонала: завод был построен в бедной стране, работали на нем местные, в том числе и охранниками, так что кражи достигли невиданных масштабов. Приглашенный трабл-шутер быстро нашел выход, предложив выпускать правые и левые кроссовки в разных странах.
4. Умение управлять людьми
Управлять людьми - это не просто отдавать приказы. Это сложная наука о том, как лидеру принимать важное решение и нести за него ответственность.
Как мотивировать сотрудников так, чтобы они с удовольствием не только уходили с работы, но и приходили на нее.
Как принять на работу действительно квалифицированного и полезного сотрудника.
Как повышать только по-настоящему эффективных работников, а не тех, кто лишь кажется таковыми.
Как избегать конфликтов внутри команды, а если они все же возникли, быстро их разрешать.
Понятно, что если у компании есть управленец, который знает ответы на все эти и другие вопросы и успешно применяет их на практике, проблем у компании не будет.
5. Умение взаимодействовать с людьми
Казалось бы: человек - существо социальное, а значит, этот навык просто обязан присутствовать в каждом из нас по умолчанию. Но, говорит директор по странам Восточной Европы компании WORLD STAFF Виталий Михайлов, сегодня все несколько изменилось, и общество становится все более закрытым.
По словам эксперта, благодаря различным мессенджерам люди сегодня фактически перестали общаться.
- Сотрудники сидят в одной комнате, но не разговаривают друг с другом, а переписываются в чатах. Ребенок уже не звонит родителям, а просто пишет "все ок", а в ответ получает смайлик, - приводит Михайлов примеры из жизни. - Да, все это можно объяснить. Переписываясь в чате, сотрудники не мешают друг другу. А родители отвечают на бегу, поэтому им проще отправить смайлик одним кликом. Но все это приводит к тому, что люди разучиваются говорить. Так что умение общаться и взаимодействовать друг с другом становится ценным навыком, обладает которым далеко не каждый.
6. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект - это способность понимать эмоции, намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. А говоря простым языком - это способность правильно истолковывать обстановку и, интуитивно улавливая, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, использовать ситуацию на благо себе и другим.
По словам психолога Оксаны Навроцкой, несмотря на то что мы постоянно испытываем какие-либо эмоции, лишь малая часть людей умеет их распознавать и тем более ими управлять. А между тем это качество вполне можно выработать в себе и развить.
7. Формирование собственного мнения и принятие решений
В этом пункте фактически объединились несколько предыдущих: умение критически мыслить, умение подходить к решению проблем комплексно и умение управлять людьми, говорит Марина Деркач. Как уже говорилось выше, все это крайне ценные качества, которые особенно ценятся в управленцах.
8. Гибкость ума
Когнитивная гибкость - это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Кстати, проверить себя на когнитивную гибкость можно с помощью известного теста Струпа, в котором цвет слова не совпадает с написанным (к примеру, слово "красный" написано синим цветом). В общем случае, чем быстрее вы называете фактические цвета написанных слов, тем гибче ваше когнитивное мышление.
9. Клиентоориентированность
Судя по прогнозам, сфера услуг во всем мире будет и дальше расширяться, а хороший сервис всегда в цене! К сожалению, в Украине эта сфера пребывает, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии, и у нас зачастую получается так, что потребители, обращающиеся в сферу услуг, чувствуют себя не клиентами, а просителями.
10. Умение вести переговоры
Важность этого умения не вызывает сомнений, поскольку приносит компании и моральные, и материальные дивиденды. Но Оксана Навроцкая предлагает обратить внимание на другое: половина из 10 "навыков будущего" касаются умения общаться с людьми! Это дает подсказку: если не знаете, что изучать и чему себя посвятить, изучайте людей, их эмоции, поведение и потребности - это вам непременно пригодится!