На повестку дня Рады вынесен вопрос, о решении которого говорят со времен Евромайдана, когда "Беркут" прошелся дубинками по мирным демонстрантам. Общественность требовала наказать виноватых, но кто бил, кто не бил, даже не разбирались. Как распознать, если все "Фантомасы" - в одинаковом камуфляже и шлемах, надвинутых на лицо.
Сейчас вместо милиции – полиция, вместо "Беркута" - "КОРД", а на выходе все то же: если будут разгонять и бить, то спецназовца от спецназовца не отличишь. Хотя в 2015 году, как отмечает эксперт правозащитной коалиции Богдан Чумак, министр Арсен Аваков подписал указ об идентификации полицейских и бойцов Нацгвардии, которые заступают на охрану общественного порядка.
- Нацгвардейцев в синей форме и с номерными золотыми жетонами мы видели во время Евровидения, но это было сделано скорее для картинки, - говорит Богдан Чумак. - Идентификацию так и не внедрили. Если это не произошло ведомственным путем, то должно быть закреплено в законе. Во-первых, анонимность порождает беззаконие. Во-вторых, на деанонимизации полицейских настаивают наших зарубежные доноры. Это стандарт во всем цивилизованном мире.
Законопроект №5070 (для Нацгвардии – 5071) был представлен в Раду год назад, но руки не доходили. Сейчас его должны рассматривать только в первом чтении. Изменения в законы о Национальной полиции предполагают, что за каждым правоохранителем будет закреплен индивидуальный номер, который наносится на нагрудный жетон. Так, чтобы было видно на расстоянии. Если страж порядка облачается в бронежилет, жетон перевешивается на него. Аналогичные номера должны быть нанесены на другие средства индивидуальной защиты: шлем, щит.
МВД обязано будет создать единую базу учета индивидуальных номеров и открыть ее на своем сайте. Каждый пострадавший от произвола – если он, конечно, запомнил ID полицейского – может по номеру найти его имя, фамилию, место службы, должность и жаловаться не на систему в целом, а на конкретного человека.
Полицейские, которые выполняют задания в гражданской форме, должны носить жетоны при себе. Единственное исключение делается для полицейских-разведчиков, которые занимаются слежкой.
Когда закон будет принят, копы больше не смогут отказать показать документы – их будут выдавать цифры на жетон. Есть одна только проблемка: современный дизайн жетонов затрудняет прочтение ID-номеров в темное время суток. Но правозащитники считают, что сейчас главное – это принять закон, а потом можно будет решать технические вопросы.