Костюмер Ялтинской киностудии Елена Вакуленко: «Настоящие звезды никогда не капризничают»

Костюмер Елена была в прекрасных отношениях с Олегом Ефремовым.

Тайны «Лилового шара»

- Ой, я уже где-то видела этот серебристо-стальной комбинезон! - я засмотрелась на странный футуристический костюм огромных размеров.

- Не узнаете? - подбадривает Елена Вакуленко. - В таких были пришельцы из фильма «Лиловый шар». Кстати, сейчас у нас эти костюмы часто берут на дискотеки и на Хэллоуин.

А тогда в детском фильме костюмам уделялось особое внимание. Режиссеру Павлу Арсенову даже разрешили поездку в знаменитую подмосковную базу Госфильмофонда (Белые Столбы).

- Нам нужно было придумать костюмы, непохожие на «Звездные войны», но яркие и запоминающиеся. Художником по костюмам была Людмила Строгонова, и мы с ней принялись думать и фантазировать, - вспоминает Елена Вакуленко. - Продавались тогда синтетические рыжие мочалки, мы с Люсей буквально скупали их оптом. Потом надо было еще пошивочный цех уговорить повозиться с ними… В итоге костюм получился впечатляющий, но очень тяжелый, его поднимали вдвоем. В эту красоту облачили Громозеку - Вячеслава Невинного. Ему придумали четыре руки, две были муляжами, сложенными на груди. А когда все четыре конечности должны были двигаться, актера обнимал сзади ассистент, просовывал руки в рукава и шевелил ими. Костюм этот воздуха не пропускает, а на улице жара. С актера пот льет градом. Ассистент после дубля буквально отлипает от него. Мне показалось, что за время съемок бедный Вячеслав Михайлович похудел килограммов на десять!

Непростая судьба оказалась у Кощея из этого же фильма, которого играл Игорь Ясулович. Дело в том, что в советском кинематографе неповторимый образ сказочного злодея создал Георгий Милляр. Задача стояла такая: сделать своего Кощея, непохожего на милляровского, но яркого и запоминающегося. И никак не могли утвердить образ. Костюмеры, перепробовав множество разных вариантов, даже приобрели скелет. Его разобрали, украсив костями одну руку и ногу Ясуловича. Но все равно Кощей не вырисовывался.

- А режиссер нервничает, уже вот-вот на съемки выезжать, а одного из героев еще нет, - рассказывает Елена Вакуленко. - И вдруг меня осеняет: в лице чего-то не хватает, причем именно нашей, костюмерной работы. А если ему еще и челюсть от скелета приспособить, а верхняя часть черепа над шапкой пусть виднеется? Актеру мы пообещали: если челюсть будет отваливаться, подвяжем. А он вдруг схватил ее, надел - сама держится. И вот идем мы по киностудии - Игорь Ясулович при полном параде, костями гремит, народ расступается, а вслед: «Смотрите, Кощей!» В общем, образ утвердили!


Вакуленко (слева) работала над оригинальными костюмами в «Лиловом шаре».

«Меня поразила мягкость Куравлева»

- Костюмер должен быть психологом, - уверена Елена Вакуленко. - Я мужа иногда дома не могла заставить раздеться, чтобы что-то подшить. А тут актеры, да еще знаменитые. Нужно, чтобы они не чувствовали дискомфорта, когда их одевают. А секрет очень простой: сразу дать понять, что я увлечена только работой. Не позволять себе никаких шуточек, даже намека на флирт, вести себя очень любезно, но по-деловому. Дело в том, что в момент одевания актер уже «примеряет» на себя роль, настраивается, и не нужно его сбивать, отвлекать. Случалось, на некоторых киностудиях актеры просили сменить костюмера из-за излишней разговорчивости или кокетливости.

- Как-то на пробы к фильму «Приключения Солнышкина» пригласили Леонида Куравлева (он позже отказался от этой роли из-за другой интересной работы), - вспоминает Елена. - Но меня поразила его мягкость и неконфликтность: надеваем ему китель явно не по размеру, а он интеллигентно так говорит: «Девочки, не переживайте, я все сыграю…»

С Петром Вельяминовым я четыре месяца проработала на съемках «Пиратов ХХ века». Он не только талантливый актер, но и чудесный человек: тихий, вежливый, внимательный. Я думаю, именно актеры с большой буквы никогда не опускаются до придирок и конфликтов - в отличие от тех, кто прогремел однажды, а через пару лет о них никто и не вспомнит.

Очень теплые воспоминания остались у Елены Вакуленко и от картины «Сочинение ко Дню Победы», на съемках которого она работала с Вячеславом Тихоновым, Олегом Ефремовым и другими именитыми актерами.