Игорь Никонов: "Мы мотивируем людей создавать производство и работать в Украине"

По разным оценкам, за пределами Украины уже работают до 8 миллионов наших граждан. И эта цифра растет с каждым днем.

О том, почему это происходит и как предотвратить отток людей из страны, "КП" поговорила с Игорем Никоновым, почетным президентом компании KAN Development, деятельность которой обеспечивает работой около 10 тысяч человек.   

"Украинцев приглашают на работу в другие страны с распростертыми объятиями"

- Почему, на ваш взгляд, украинские специалисты уезжают работать за границу, когда в стране остро ощущается дефицит квалифицированных кадров?

- Главная причина - экономическая ситуация в государстве и, как следствие, худшие условия для работы и жизни. В других странах, например в соседней Польше, зарплаты гораздо выше, поэтому туда стремятся не только рабочие, но и высококвалифицированные специалисты. Кроме того, Польша создает все условия, чтобы украинцы ехали туда на заработки. К примеру, украинский медик имеет право даже без сдачи экзамена польского языка работать там врачом. 

Дело в том, что многие поляки уехали работать в Германию, Францию, Англию, и, естественно, в Польше освободилось много рабочих мест, вот наши туда и ринулись. Да и вообще сейчас стало намного проще попасть в Европу.

Когда-то в Китае тоже была зарплата, как в Украине, начинали с 200 долларов, но там правительство делало все, чтобы создать миллионы рабочих мест. Как результат - сегодня и зарплаты в Китае гораздо выше, и никто никуда не бежит. Потому что в стране есть производственные мощности для развития экономики, а у людей - достойно оплачиваемая работа и уверенность в завтрашнем дне. 

- Ощущает ли ваша компания дефицит в квалифицированных специалистах? 

- Да, конечно. И специалистов, и рабочих. Рабочие уезжают в Европу, где получают по 1000 евро. При этом их обеспечивают общежитием и т. д., а на питание уходит около 100 евро. То есть 900 евро в месяц они в состоянии отправить своей семье. Это большие деньги для среднестатистического рабочего. Но, по сути, это не жизнь, а вынужденная командировка, вдали от семьи и друзей. 

Я убежден, что нам нужно людей возвращать. Лучше украинских специалистов в строительной сфере, по моему опыту, нет никого.  Поэтому украинцев приглашают на работу в другие страны с распростертыми объятиями. 

- Как эту проблему можно решить на уровне государства?

- Нам нужно развивать экономику, создавать производственные мощности, рабочие места. Это самое главное. Искусственно людей мы не удержим. 

- В одном из своих интервью вы говорили, что Украине нужны такие инвесторы, как ИКЕА, потому что они как производители создают рабочие места. А сколько рабочих мест создает ваша компания?

- Скажем так, если мы сейчас закроемся, то минимум 10 тысяч человек останутся без работы. Это не только люди, которые работают непосредственно в KAN Development. Мы же сотрудничаем с множеством подрядчиков и производителей, соответственно, в этих компаниях также работают тысячи людей.

- Какие материалы ваша компания использует при строительстве - сколько украинских и иностранных в процентном соотношении?

- В наших проектах мы используем примерно 80% украинских материалов и ­15-20% импортных, которых у нас, к сожалению, не производят. Это кондиционирование, электрика, подъемно-транспортное оборудование, (например лифты) и некоторые отделочные материалы. Хотя все остальное у нас украинское, даже такие сложные системы, как вентиляционные установки, которые, кстати, у нас делают очень хорошо. 

Если есть возможность использовать украинские материалы, мы всегда отдаем предпочтение отечественному производителю. Более того, когда мы строили такие известные большие проекты, как OCEAN PLAZA или 101 TOWER, люди готовы были создать производство под нас. Для меня стимулирование развития локального производителя всегда было приоритетным направлением. В KAN Development вся команда на это заряжена - если есть возможность содействовать созданию украинского производства, то мы пытаемся это сделать. Но, к сожалению, нет позиции государства - "заходите и создавайте, мы вас поддержим". А как результат - у предпринимателей нет стимула открывать производства и создавать новые рабочие места. Нужны какие-то точки роста, нужно понимание, зачем инвестору это надо, например, освобождение от налогов или создание индустриальных парков, но этого пока нет. Вокруг Украины 232 индустриальных парка. А у нас - ни одного. Во многих странах государство даже доплачивает инвесторам за создание рабочих мест (например, в Сербии правительство платит по 10 тысяч евро за одно). В Украине не надо ничего платить, только бы не трогали, не мешали работать. Ведь из-за огромного количества давления, проверок и т. д. ты просто не успеваешь нормально работать.  

"О сроках и цене люди забывают, а с качеством сталкиваются каждый день"

- По какому принципу вы создаете ваши объекты? 

- Главный принцип - чтобы на протяжении функционирования объекта все пользователи были удовлетворены, даже счастливы и говорили "спасибо". Для этого наша команда тратит достаточно много времени на разработку каждого нового проекта. Прежде всего необходимо поставить себя на место пользователя. Мы не идем на компромиссы. Нас не смущает, что для получения необходимого результата нужно будет переделывать по сто раз. Мы дорожим своей репутацией, качество во всем - это наш главный приоритет. О сроках и цене люди со временем забывают, а с качеством квартиры, подъезда, двора они сталкиваются каждый день на протяжении жизни. И если оно не соответствует их ожиданиям, то тебя будут все время вспоминать не лучшими словами. А я верю в энергетику, если какая-то группа людей постоянно говорит о тебе с негативом, то это даст о себе знать. Как говорится: что посеешь, то и пожнешь. 

- Вы продолжаете обслуживать объект после завершения строительства и продажи? У вашей компании есть обратная связь с жителями и арендаторами комплексов, которые вы создали?

- Мы стараемся обслуживать реализованные объекты своими или партнерскими компаниями, так как имели очень негативный опыт - отдали ЖЭК сторонней организации, у которой интерес, как оказалось, был лишь в том, чтобы заработать денег, а не предоставить качественные услуги. В результате после краткосрочного сотрудничества контракт с ними прекратили. То есть мы влияем на процесс обслуживания, и если пользователям что-то не нравится и это не устранено, они всегда могут обратиться ко мне, и я отреагирую стопроцентно. 

У нас также есть команда, которая на постоянной основе собирает обратную связь, анализирует и передает пожелания жителей или арендаторов для внедрения их в проекты. На основании такой информации и рождаются все изменения и улучшения в следующих очередях или новых проектах. Мы изучаем и пожелания, и советы, и критику, потому что это все и есть взгляд глазами пользователя. 

- Создает ли жилой комплекс дополнительные рабочие места?

- Очень много. Мы поражены количеством людей, которые хотят открыть бизнес в наших готовых жилых районах. Поэтому в новых проектах мы практически все первые этажи отдаем под нежилые помещения, под маленькие бизнесы. Такие комплексные застройки - это концентрация молодых, энергичных и желающих активно работать людей. Когда у тебя большой район - там множество потенциальных потребителей, которые с радостью будут ходить в ресторан или салон красоты под домом, вместо того чтобы тратить время на передвижение по городу. 

- То есть в ваших проектах "Файна Таун" и ЖК Respublika уже реализовывается такая концепция? 

- Да, там все первые этажи отданы под нежилые помещения, под будущий бизнес. Конечно, мы понимаем, что в самом начале они не будут пользоваться спросом, но после того, как там появятся жильцы, появятся и бизнесмены, готовые их обслуживать. Мы создаем мини-город, независимую экосистему с детскими садами, школами, спортивными клубами, кофейнями, коворкингами и т. д. Жильцам очень нужны продукты и услуги, а бизнесу - покупатели. 

- Вы первые реализовали идею "город в городе"? 

- Да, в Киеве раньше таких проектов не было. "Комфорт Таун" - это первый проект по концепции "город в городе" - жилой комплекс с садиком, школой, поликлиникой, спортивными площадками, парковыми зонами, фитнес-центром, кафешками, магазинчиками и многим другим. Люди там живут, работают, отдыхают, учатся. После создания и реализации этой концепции мы поняли, что это именно те комфортные условия, которые нужны человеку. Дом не заканчивается за порогом квартиры, дом вокруг тебя. Поэтому нашей миссией является не строительство квадратных метров, а создание среды обитания.

- Как покупатель может найти информацию о реальном владельце компании-застройщика, чтобы понять, насколько он надежен? 

- Я советую людям проехаться по готовым объектам застройщика, изучить форумы, но самое главное - поговорить с теми, кто там уже живет. Они расскажут, как обслуживает ЖЭК, о стоимости отопления, а у нас оно, например, в 2,5 раза ниже, чем в других домах, о перебоях с водоснабжением или проблемах с канализацией, если такие есть. 

"Финансовая гарантия застройщика на законодательном уровне поможет защитить интересы покупателей квартир"

- Какие гарантии застройщик может давать покупателю в том, что квартира будет достроена, помимо обещаний? 

- Сегодня - только обещания. Но я считаю, что это упущение, так как все застройщики пользуются деньгами покупателей квартир. Следовательно, государство, на мой взгляд, должно как-то их защищать, как в банке, например. 

Во-первых, необходимо идентифицировать бенефициара - финансового, а не юридического владельца. Того, кто получает выгоду с проекта. Во-вторых, должен быть депозит в банке, который размещен под проценты и является гарантией. Я считаю, что в девелоперском бизнесе этого не хватает, и если этот рынок "ляжет", то очень многие покупатели не получат своих квартир. Я считаю, что нужно на законодательном уровне ввести финансовую гарантию застройщика. Это поможет защитить интересы покупателей квартир и тем самым сделает экономическую ситуацию стабильнее, а стабильность выгодна всем - и бизнесменам, и покупателям, и государству.  

А всем покупателем хочу пожелать сделать правильный выбор, так как они покупают не спальню, не просто квартиру, а свой образ жизни, свой комфорт на многие годы.