Стали известны результаты проверки ЧП в подземке.
Трещин нет – песок есть
Новая неделя – новое ЧП. На сей раз место событий - под землей. Из-за выноса грунта в тоннеле между станциями «Академика Барабашова» и «Академика Павлова» в час пик остановились поезда на Салтовской линии. Той же ночью подземку посетила внушительная делегация проверяющих: представители обладминистрации, харьковских «Метростроя» и «Метропроекта», ЮЖД. В среду свою версию причин и последствий «апокалипсиса» местного масштаба огласило руководство метрополитена. А вчера сделала выводы комиссия, созданной облгосадминистрацией. Мнения официальной подземки и проверяющих разошлись.
Вот какие факты установила комиссия.
- проверяющие не обнаружили трещин и нарушений стыков плит в тоннеле;
- нормы содержания колеи отвечают правилам эксплуатации метро;
- между шпалами в середине колеи обнаружили отверстие около 40 мм в диаметре, в которое была вставлена металлическая трубка – через нее цементировали образовавшуюся дырку (метрополитену не разрешали начинать ремонт до осмотра места комиссией);
Из всего этого проверяющие сделали три вывода:
- «возникновение локального отверстия круглой формы через железобетон общей толщиной 550 - 600 мм невозможно» (эта загадочная формулировка выглядит как намек на то, что дырка образовалась не без чьей то помощи – Авт.);
- «объем песка, который находился в районе места события (...) не мог повлиять на бесперебойное движение поездов»;
- «техническое состояние колеи и тоннельных сооружений (...) на момент проверки обеспечивает движение поездов с установленными скоростями».
Интересно, что два первых вывода комиссии так или иначе противоречат тому, что рассказывал о ЧП главный инженер подземки. Валерий Филиппович вспомнил, как в 1995 году в тоннеле между станциями «Центральный рынок» и «Южный вокзал» произошла подобная ситуация. Тогда, по словам Филипповича, «буквально за несколько часов две платформы песка нанесло через отверстие размером со спичку». Свое мнение есть у специалиста и по поводу необходимости остановить поезда.
- Можно было бы не останавливать поезда, но людям пришлось бы работать в тоннеле под напряжением 850 вольт. А снять напряжение только на этом участке мы не имели возможности, - сказал он.
- Подземку отдадут городу?
Вторничная авария и разбор полетов вслед за ней временно отодвинули на задний план еще одно важное событие. На днях Минтранс дал согласие на передачу харьковской подземки в коммунальную собственность.
- Метрополитен нуждается в опеке со стороны власти. Коллектив изъявил огромное желание перейти в коммунальную собственность, не видя никакой помощи со стороны облгосадминистрации, - прокомментировал событие начальник метро Сергей Мусеев.
Но согласие Минтранса – только один из обязательных шагов на пути метро в собственность города.
- Теперь дело за процедурными вопросами. Мы собираем все документы, оценивается целостный имущественный комплекс, а потом это согласовывается со всеми министерствами и выносится на заседание Кабмина. Передача осуществляется постановлением Кабинета Министров, - рассказал Мусеев.
При самом удачном раскладе подземка может перейти в управление мэрии где-то через два месяца, прикинул начальник метрополитена. Есть одно но – до первого апреля действует принятый правительством мораторий на передачу госимущества, и если его продлят, процесс затянется.
...А в это время
Работы на «Алексеевской» не ведутся, метростроевцы в поисках трудоустройства подались аж в Ростов, где строят коллектор. Об этом рассказали Сергей Мусеев и Виктор Филиппович.
- В 2007 году на строительство метрополитена из госбюджета Харькову было выделено 75 миллионов гривен, а Киеву – 900 млн. Вопрос о том, чтобы перевести часть этих средств Харькову, был решен принципиально. Но нужно было внести изменения в бюджет, которые принимает только Верховная Рада. Как только было все готово, Рады не стало. Поэтому мы до сих пор на маршрутках ездим на Алексеевку, - объяснил Мусеев.
- Кстати
Неспециалисту трудно понять, что такое вынос грунта в метро и чем дело может кончиться. То есть может кончиться и хорошо – то бишь ничем, может - ремонтом станции, как было с «Центральным рынком». Но есть варианты и похлеще. К примеру, в Питере в 1995 году подтопленный и рассыпающийся тоннель между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» закрыли, на десять лет отрезав от метро пять станций. Работу ветки восстановили только в 2004-м, прорыв новый тоннель в обход.