Народная артистка Украины Таисия Литвиненко: Хорошая семья – залог женского счастья

По случаю Дня театра мы встретились со знаменитой актрисой театра имени Марии Заньковецкой. Народная артистка Украины, актриса Национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой Таисия Литвиненко.

По случаю Дня театра мы встретились со знаменитой актрисой театра имени Марии Заньковецкой.

Народная артистка Украины, актриса Национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой Таисия Литвиненко – не только известная и талантливая актриса, мудрая и красивая женщина, она – и это самое главное для каждой из нас – единственная любимая женщина красивого, статного, импозантного мужчины, которого знают все – художественного руководителя этого же театра, народного артиста Украины Федора Стригуна.

Гости на свадьбе сидели на афишах

Говорят, что женщина стоит ровно столько, сколько стоит мужчина, которого она любит. Ее мужчина стоит многих мужчин и многих сокровищ мира – ведь он не только ее судьба, но и любовь всей жизни. Можно «обзавидоваться», увидев их нежное отношение друг к другу, их уважение, любовь и взаимную невозможность существовать друг без друга.

«Бджилку», как назвал ее режиссер Владимир Ивченко, которого она считает своим крестным отцом в кино, заметили еще тогда, когда она была просто абитуриенткой института кинематографии имени КарпенкоКарего в Киеве. Она снялась тогда в фильме «Судьба Марины», «Назар Стодоля» и других его фильмах. И после института ее актерская судьба складывалась очень успешно. Ее оставили в столице, где она начала работать в театре имени И. Франко, поступали предложения сниматься в кино, но ее первого мужа, режиссера Ткаченко, направили в Запорожье и она уехала с ним.

Но, как говорит сама Таисия Литвиненко, – есть магия встречи. В то время, когда они с мужем еще жили в Киеве, студент театрального института Федор Стригун ходил на репетиции спектаклей в театр, где она играла, смотрел пьесы. И вот однажды, приехав в Киев, она зашла в свой бывший театр и увидела Федора Стригуна, которого гримировали для спектакля «Назар Стодоля».

- Рядом сидела его девушка, рассказывает пани Таисия. Я подошла и, можно сказать, свысока, ведь я уже актриса, а он только начинает пробовать себя в театре, похлопав его по плечу, сказала: - Приезжайте к нам в Запорожье, будем вместе играть!

Он повернулся, посмотрел и спокойно так говорит: «А чего ж, приеду!». Смотрю, его девушка аж в лице изменилась и так его за руку хвать, мол, еще чего: «Не пущу!». Но он приехал и мы действительно начали играть.

Вот так играючи и сначала как бы шутя, а потом уже и совсем серьезно, полюбили друг друга.

У меня на то время уже был мой первенец Юра. И мне приходилось очень непросто одной с ребенком в чужом городе. Мой первый муж както периодически бывал в Запорожье – поставит спектакль и обратно в Киев, откуда он родом, и где жила вся его родня. Менято он из Киева увез, а сам с ним так и не расстался. Вскоре мы с ним развелись и я вышла замуж за Федора Стригуна.

- Помню нашу свадьбу, – рассказывает пани Таисия, - ее играли в однокомнатной квартире, которую дали Федору Николаевичу. Там не было ни ванны, ни плиты. А все гости сидели на разложенных по полу афишах, где на каждой было написано, где кто сидит. Вот такой «ресторан» получился. Ведь тогда было совсем другое время и на такую вот непритязательность никто и внимания не обращал.

Мы переехали во Львов в 1965 году – представляете, тогда в каждой гримерке театра жили артисты. Столько молодых артистов было: и Святослав Максимчук тогда приехал, и Вольская, и Светлана Кобылянская и много, много других. Ходили друг к другу обедать, праздновали дни рождения, детей нянчили, делились куском хлеба. Мы подругому жили полноценно, духовно, а дружба ценилась очень высоко, как и театр.

«Театр – эликсир жизни»

- Таисия Иосифовна, вы долгие годы служите искусству, вы отдали театру большую часть своей жизни, не надоедает сценическое лицедейство?

- Ну что вы! Театр – это эликсир жизни и самые мои счастливые моменты в ней. Я вам расскажу несколько случаев, когда театр и игра на сцене буквально спасли мне жизнь. Хочу заметить, что какие бы переживания и неприятности тебя ни изводили, когда выходишь на сцену – все исчезает. На сцене у актера другая формула крови. Когда он в образе – он забывает обо всем на свете.

Два с половиной года назад наш театр гастролировал в Луцке и Ровно. Жара стояла неимоверная, а в гостинице, куда нас поселили – пластиковые окна забили гвоздями, чтоб ручек не ломали – дышать было просто невозможно. И у меня заболело сердце. А вечером – спектакль, в котором я так «прыгала», такие кульбиты делала, что самой не верилось – и о сердце совсем забыла. Наутро профессор медицины отправил меня в реанимацию и сказал, что меня спасла от плохих последствий только игра. Да и сколько раз я выходила на сцену с температурой, но там она просто пропадала – это какаято необъяснимая магия театра, его здоровый дух, который даже больного ставит на ноги.

- У вас есть любимые роли?

- У меня нет нелюбимых ролей. Все свои образы я люблю, они мне дороги, как мои дети. Это и Анна из «Украденного счастья» и Нора из пьесы Ибсена и многие другие. Есть роли, которые просто сложнее играть, например, драматические, но от этого они не становятся нелюбимыми, а наоборот.

«Мы всегда вместе»

- Таисия Иосифовна, неужели не было никаких кризисов в отношениях с мужчиной всей вашей жизни, ведь театр это всегда много красивых и интересных женщин, которые любят и хотят нравиться?

- Но я всегда была самой лучшей и самой красивой для него. Да, я нравилась многим мужчинам, и он нравился многим женщинам. Более того, я считаю, что женщинаактриса должна быть красивой. Но мы везде и всегда с Федором Николаевичем вместе. Мы не разлучаемся. Даже раньше, когда были моложе, и гулянки мужские затягивались до утра – я была среди мужчин одна и вместе с ними до конца. Когда утром звонили ко мне их жены и спрашивали, были ли в этой компании женщины, я отвечала: «Были! Я».

Безусловно, на Федора Стригуна засматривались многие женщины, были и такие, которые хотели перейти мне дорогу, но не получилось. Мы просто понастоящему любили друг друга. Я тоже всегда вела себя очень аккуратно, не флиртовала, не давала никаких поводов для разного рода надежд и фантазий. Ну, зачем же испытывать судьбу? Ведь я понимала, что лучше моего Федора – нет мужчины. Да и Федор Николаевич никогда никаких поводов для ревности не давал. Хотя он очень уважает женщин и любит их, особенно обращает внимание на красивых. Но я знаю, что я красивее всех.

Сегодня, несмотря на свои годы, Таисия Литвиненко не только занята в спектаклях, преподает в ЛНУ на театральном факультете, работает с подрастающим поколением молодых дарований, но и сама пишет сценарии, воплощает на сцене свое видение произведений классиков. Она верит, что любовь, порядочность, полная самоотдача любимому делу, доброе отношение к своим близким, т.е. все вечные ценности человеческие не могут быть преходящей модой – это суть нашей жизни, которая дарит нам ее высший смысл.

И к этим ценностям сейчас опять возвращается мир. Без них он пуст и иллюзорен.