Как и прогнозировалось, сегодняшнее рассмотрение законопроекта "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях" оказалось очень горячим и затяжным процессом. Уложиться в четыре часа и принять закон до обеденного перерыва не удалось. Не смогли депутаты принять закон и во время вечернего заседания Верховной Рады. Парламентарии с горем пополам обсудили 482 из 673 поправок, ко второму чтению законопроекта. Спикер Андрей Парубий заявил, что принятие закона переносится на четверг, 18 января.
"КП в Украине" изучила, что сулит Украине закон о реинтеграции Донбасса и почему он вызвал столько дискуссий в сессионном зале.
Про Крым "забыли", дату оккупации не указали
Больше всего дискуссий возникло относительно названия законопроекта (более 100 поправок). Многие депутаты настаивали, чтобы документ касался не только двух регионов – оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей, но и Крыма.
- Все территории Украины являются неприкосновенными и священными. Мы должны одинаково подходить к оккупации каждой территории. Оккупация территорий Донецкой, Луганской областей, Крыма и Севастополя – это часть единой вооруженной агрессии России против Украины. Это не два отдельные конфликты, - отметила глава комитета по иностранным делам Верховной Рады Анна Гопко.
Но Крым в название документа не добавили. Секретарь оборонного комитета Верховной Рады Иван Винник пояснил, что они не могут поменять название ко второму чтению, так как это противоречит статье 116 Регламента Верховной Рады. К тому же, по его словам, Крым вскользь упоминается в документе.
- В преамбуле законопроекта, подготовленного ко второму чтению, упоминается одна-единственная резолюция Генассамблеи ООН, которая принята 27 марта 2014 года. И она касается только Крыма – относительно нелегитимности проведения в АРК референдума и призывают международное сообщество не признавать какое-либо изменение статуса Крыма. Мы подготовили максимально унифицированный проект, - парировал Винник.
Много негодований звучало относительно того, почему в этом законопроекте четко не указана дата оккупации отдельных территорий Украины. Винник пояснял это тем, что в законопроекте есть отсыл на другие законы, в которых эта дата выписана.
Россия названа страной агрессором
Впервые Россия на законодательном уровне названа страной-агрессором. В законе черным по белому написано, что именно на Россию возлагается "ответственность за моральный и материальный вред, причиненный Украине, органам госвласти, физическими и юридлическим лицам" По словам народных депутатов, законодательное закрепление такого статуса предоставит возможность Украине подавать иски на Россию в международные суды.
Органы управления "ЛДНР" в документе названы оккупационными администрациями. Звучала идея признать самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики террористическими организациями. Но она не нашла отклика в сессионном зале: "за" были только 76 народных избранников из 340 присутствующих.
В документе также зафиксировано, что лица, которые содействовали оккупации украинских территорий, подлежат уголовной ответственности.
Президент становится сильнее, а армия – в законе
Данный закон существенно расширяет права президента. Документ предоставляет главе государства право в обход Верховной Рады принимать решение о введении военного положения. Также президент самостоятельно сможет давать команду на применение вооруженных сил "для сдерживания вооруженной агрессии РФ". Кстати, наряду с тем, что из закона исчез термин "АТО", эта норма узаконивает пребывание ВСУ на востоке страны. Ведь фактически на сегодняшний день пребывание военных на Донбассе является незаконным. Проведение антитеррористической организации – прерогатива Нацгвардии и полиции, но никак не армии.
- Президент получит весомые и достаточные полномочия создавать соответствующие оперативные штабы по секторам, учитывая ситуацию с безопасностью, назначать командующих. Командующие и военнослужащие, задействованные в этих мерах обеспечения национальной безопасности, а именно так будет называться новый режим, будут наделены полномочиями задерживать лиц и применять оружие. Фактически они будут действовать в условиях гибридной войны, реализуя необходимый объем полномочий для защиты нашей территории, - пояснил секретарь оборонного комитета Верховной Рады Иван Винник. Создание таких штабов означает, что под непосредственным руководством президента на востоке страны будут находиться не только ВСУ, но и правоохранители.
Вчера была предпринята попытка закрепить за президентом право единолично определять границы оккупированных территорий, но депутаты отказались поддержать такую идею.
Гибридное военное положение для Донбасса
Закон определяет установление на территории оккупированных и прилегающих территорий (границы таких территорий четко не указаны) гибридный варианта военного положения. В документе закреплена такая модель, что права и свободы граждан ограничиваются так же как, если бы было введено военное положение, но при этом не дается никаких гарантий, как это положено при военном положении. Допустим, если у человека конфисковали авто на нужды армии, то по закону о военном положении, он бы получил компенсацию в случае его повреждения. Закон же о реинтеграции Донбасса предусматривает изъятие имущества без каких либо компесаторных моментов. Точно также и с проникновением в жилье граждан. Без санкции суда правоохранители и военные смогут зайти в любое помещение в зоне АТО, вплоть до выселения проживающих там людей.
Закон разрешает военным задержать, обыскать любого гражданина на оккупированной территории без объяснения причин. Некоторые депутаты в кулуарах Верховной Рады даже отмечали, что на практике реализация этих норма приведет к тому, что Украина будет себя вести себя по отношению к своим же гражданам еще хуже, чем страна-агрессор. К слову, на Россию, как страну-агрессора возлагаются обязательства по защите гражданских прав и обеспечению необходимых условий жизнедеятельности гражданам, находящимся на оккупированных территориях.