Бывший первый секретарь украинского комсомола Анатолий Матвиенко: "Сижу на съезде, в глазах двоится, а в президиуме двое Щербицких"

29 октября комсомолу исполнилось бы 97 лет. И хоть декоммунизация запретила символы, остались любопытные истории, о них и вспомним.

Фото: УНИАН

Как бы сейчас ни относились к комсомолу, через него прошли миллионы и миллионы молодых людей. Причем многие из рядовых комсомольцев были абсолютно равнодушными к идеологической подоплеке этой организации. Комсомольские вожаки были более "сознательными", но и им, как остальным молодым людям, было не чуждо все, что свойственно этому возрасту. 

Традиция посвящения 

О довольно-таки свободных нравах в среде комсомольской элиты всех уровней слухи ходили еще в самый разгар эпохи застоя. А в конце 80-х годов в СССР даже вышел скандальный фильм "ЧП районного масштаба", который показывал нравы комсомольских вождей. Те, кто работал в системе комсомола, считают, что авторы фильма сильно перегнули палку.

- Я не могу сказать о России, но в Украине такой распущенности не было. Мы были как все нормальные молодые люди. Ведь если молодые люди собираются в компанию, то они вряд ли будут общаться только на профессиональные темы. И рюмочку выпьют, и целоваться станут, и обниматься. Но таких пакостей, как в том фильме, у нас никогда не было! - рассказал "КП" в Украине" бывший первый секретарь ЦК ЛКСМУ, а ныне народный депутат Украины Анатолий Матвиенко.

Многие бывшие комсомольцы до сих пор помнят романтику строительных отрядов. Фото: wikipedia.org

Но как у любой замкнутой кастовой системы, в комсомоле были свои неофициальны традиции и ритуалы, на которых не обходилось без бурных застолий. 

- В 1977 году меня назначили секретарем райкома комсомола, а в 1978-м состоялся съезд комсомола Украины. И перед ним в узком кругу старшие товарищи в неформальной обстановке принимали в свой клуб новоназначенных секретарей райкомов, обкомов. Сначала новобранцу задавали каверзные вопросы с юмором типа "сколько женщин вы любите", а потом происходило само посвящение. В специальный кубок граммов на 200 мне налили водки и бросили туда комсомольский значок. Я должен был выпить водку, достать зубами значок и подойти к любому из членов президиума, чтобы он его приколол мне. А я был спортсменом и вообще не пил. Помню, как дали закусить маленьким кусочком хлеба с салом, чем я тут же возмутился. В ответ на это старожилы вообще забрали у меня закуску. Выпил и… больше уже ничего не помню. На второй день на съезде комсомола у меня двоилось в глазах, а в президиуме я видел двоих Щербицких. Чтобы как-то привести себя в нормальное состояние, я вечером сходил на тренировку и в сауну, после чего меня забрали в больницу с сердечным приступом, - вспоминает свой обряд посвящения Анатолий Матвиенко.

Комсомольские розыгрыши и юмор

Анатолий Матвиенко был последним первым секретарем украинского комсомола. Фото: Личный архив

Несмотря на то что комсомольцы были частью весьма серьезной идеологической системы, ничто человеческое им не было чуждо. В том числе розыгрыши и юмор. 

- Приколов было много. Например, когда в ЦК комсомола появлялся новый сотрудник, ему старшие товарищи на полном серьезе предлагали писать заявление на получение личного оружия. Люди ходили, писали такие заявления, а потом получали за это от руководства на орехи. Какое оружие? Или могли разыграть и сказать, что, мол, тебя вызывает на ковер главный, срочно зайди к первому секретарю. Ты приходишь, а тебя никто не вызывал. Я сам на это попадался, но и разводил многих.

Как, например, ныне покойного Александра Зинченко. Его только избрали секретарем ЦК ЛКСМУ, и я пошел его поздравлять. Но просто выпить - это было неинтересно. Перед тем как идти его поздравлять, я подговорил своего коллегу позвонить Саше по правительственной связи и представиться помощником секретаря ЦК КПУ по идеологии Юрия Ельченко. А это в Компартии Украины был очень серьезный товарищ, которого многие побаивались. Он позвонил и сказал, что его шефу настолько понравилось недавнее выступление Александра Зинченко, что тот решил зайти и лично пообщаться. После этого я захожу к Саше и начинаю его пугать, что Ельченко очень суровый мужик. А для любого комсомольского функционера приезд старшего товарища от партии такого калибра - это дрожь в коленках и страх. Посоветовал сообщить об этом "приезде" и первому секретарю комсомола Украины Валерию Цыбуху. Тот набрал телефон приемной Ельченко, и ему ответили, что он в командировке. Валерий Иванович понял, что это розыгрыш, и решил отплатить мне той же монетой. Звонит и говорит: срочно все ко мне, приехал Ельченко. И тут уже я сам попал впросак, так как не знал, разыгрывает он меня или нет. В общем, пытаясь разыграть Зинченко, я сам стал объектом насмешки.

Кроме этого, у нас даже был своеобразный тотализатор. Например, спорили на деньги, сколько может длиться с трибуны речь того или иного комсомольского вождя - 10 минут, полчаса или час. Скидывались по рублю, а кто выигрывал, получал весь банк, - рассказывает Анатолий Матвиенко. 

Фильм "ЧП районного масштаба" в конце 80-х произвел эффект разорвавшейся бомбы. Фото: Кадр из фильма

КСТАТИ

Сколько зарабатывали вожди

Комсомольские функционеры входили в элиту системы, но зарабатывали они немного. 

- До своего назначения на пост первого секретаря райкома комсомола я работал в "Межколхозстрое" и получал около 300 рублей. А зарплата первого секретаря райкома была - 170. Поэтому мне не очень хотелось идти в райком. Но партия приказала, и я вынужден был подчиниться. Ну и были еще специальные магазины, где можно было покупать дефицитные товары, а в ателье ЦК партии - раз в три года сшить одну пыжиковую шапку, - вспоминает Анатолий Матвиенко.  

БЫЛО ДЕЛО 

Корпоративная солидарность

Несмотря на критику комсомола, многие из тех, кому довелось пройти через эту организацию, хорошо отзываются о том времени. 

- В комсомоле, например, никогда не было такого отношения: я начальник - ты дурак. Один из моих подчиненных сказал мне: знаете, насколько вы умнее меня? Ровно на 30 рублей. Тогда секретарь комсомола получал на 30 рублей больше, чем завотделом. Было больше романтики и комсомольской солидарности. Я как секретарь комсомола мог приехать в любой уголок СССР и позвонить своим коллегам из местного райкома или обкома. И меня там уже чуть ли не на руках носили, выполняли все мои просьбы и пожелания, хотя до этого меня там не знали и не видели. Поэтому все бывшие комсомольцы такие предприимчивые и находчивые, - считает Анатолий Матвиенко.