Шизофрения как двигатель прогресса
- Читала в одном журнале, что количество психических расстройств растет и человечество погибнет от эпидемии безумия.
- В любой стране, хоть в Украине, хоть в Америке, 4,5 - 5 % населения страдают тяжелыми психическими расстройствами. Так было 200 лет назад, так и сейчас. Конечно, количество больных может увеличиваться в связи с внешними причинами. В кризисные периоды в любом государстве растет число больных.
Говорить о том, что Украина и мир погибнет от эпидемии психических расстройств не стоит. Скажу такую парадоксальную вещь: они… способствуют выживаемости популяции. Представьте древний мир: лес, зима, маленькое племя греется возле костра, вокруг бродят хищники… Скажите, кто выживет в такой ситуации: тот, кто будет не спать, постоянно вздрагивать или тот, кто беспечно заснет, предоставив себя тигру?
- Правда, что гениальность часто сопровождается шизофренией?
- Нет, не часто. Хотя многие гениальные люди действительно страдали разными психическими расстройствами, не обязательно шизофренией. Это их плата за дар, к сожалению. Но шизофреники – это тоже путь к прогрессу. Они способны продуцировать такие ассоциации, которые не придут в голову нормальному человеку. Раз в 50 - 100 лет это может продвинуть нашу жизнь на новую ступень.
"Золотой" таблетки нет
- Рекламируют много различных лекарств, которые спасают от депрессии. Есть ли от них толк?
- Депрессивное расстройство и плохое настроение – это разные понятия. Было бы странно, если бы мы постоянно смеялись и все нам казалось хорошо. Чтобы сказать, есть болезнь или нет, человека должен обследовать психиатр. Депрессия в общем-то лечится хорошо, но "золотой" таблетки от нее нет. Доказательств эффективности травяных препаратов, которые рекламируются в СМИ, нет. Кто-то скажет: я попил, и мне стало хорошо. Но депрессия, даже если ее не лечить, может сама пройти за три месяца.
- В каких случаях надо обращаться к врачу?
- Если болит зуб, вы куда идете? К стоматологу. Вот и тут нужно ориентироваться на свои ощущения. Хотя чаще признаки замечают окружающие, чем сам больной. Если человек подавлен, плачет, плохо спит, худеет, на работе все валится из рук, тогда стоит подсказать ему, что надо обратиться к доктору.
- К психиатрам обращаться страшно – возьмут и закроют в больнице.
- Я не просто психиатр, но еще и администратор. 300 лет вы нам не нужны, чтобы вас закрывать в больнице! Сейчас психиатры все больше отходят от диктаторской модели общения с пациентом. Доктор советует, доктор может объяснить, но больной лучше знает, что ему нужно. Не хочет лечиться – разговор закончен. Хочет – пожалуйста. Психиатрическая служба чудом выстояла за эти годы. Надо этим пользоваться.
|
Особенность личности – не болезнь
- Знаю, что по закону психбольного можно госпитализировать только с его согласия. Но это же ставит под угрозу жизни окружающих.
- Действительно основное требование – это осознанная воля пациента, в чем он подписывается. Но есть случаи, когда госпитализация может проводиться по принуждению. Это если больной с тяжелым психическим расстройством представляет реальную опасность или не может удовлетворить свои жизненные потребности. Окончательно такой вопрос решает суд. Доктор только может обратится в суд с заявлением-обоснованием. И смею вас заверить, суд далеко не всегда соглашается с доктором.
- Есть такой синдром: люди-собиратели, которые стаскивают в квартиру мусор. Недавно мужчина погиб, так как в такой квартире случился пожар. Тут можно принудительное лечение применять?
- Это должны решать полиция, жэки, соцслужбы. Откройте дело и тогда привлекайте психиатров. Далеко не всегда оказывается, что у человека психическое расстройство. Он такой был всегда, его жизнь убедила, что чем больше запасов, тем лучше. То есть, это не болезнь, а особенность личности. С возрастом она усугубляется. В законе написано, что убеждения человека, особенности поведения нельзя расценивать как симптом психического расстройства.
Это просто стиль поведения
- Есть ли в Украине приюты для душевнобольных? Ведь жить с таким в одной семье иногда непосильная нагрузка для родных.
- Здравоохранение должно оказывать медицинскую помощь. Больница не место, где на регулярной основе оказывают уход. Этим должна заниматься система соцобеспечения, которая имеет свои интернаты. В их финансировании сейчас достаточно положительная динамика. Другое дело, что, как и всего социального пакета, их не хватает. В любом случае надо обращаться в соцслужбы, опекунский совет. Часто они помогают. Назначают соцработника или ставят на очередь в государственный интернат.
- Не раз поднимали вопрос о том, что кандидаты в народные депутаты должны проходить психиатрическую экспертизу. Как вы к этому относитесь? Поможет?
- Нет, не поможет. Если бы мы избирали абсолютно здоровых депутатов, было бы еще хуже. Приведу в пример такой эксперимент. Взяли две группы людей – здоровых и с тяжелой депрессией. Как вы думаете, кто более реально оценивал настоящее, прошлое и будущее? Здоровые всегда приукрашивают. А больной ищет выход. Как было в 1992 году: придавила депрессия, взяли "кравчучки" и пошли...
А вообще-то все разговоры о том, что депутат ведет себя как психбольной, ерунда. Он совершенно здоровый, выдерживает жесткую конкуренцию. Просто такой стиль поведения - подраться, откусить кому-то ухо позволяет ему достичь своих результатов.
Человек всегда хочет объяснить сложные вещи просто. Нет чтобы сказать: я выбрал не того депутата. Но лучше: психиатры недосмотрели. Точно так же Сталин убил 20 миллионов человек. Почему? Кто-то говорит, потому что он был параноик. Нет, не потому. Потому что вся система так работала, и ты был ее частью.
Как у них и как у нас
- В нашем доме живет пожилая женщина – одна. Она явно неадекватная. Куда можно обратиться, чтобы такому человеку оказали помощь или поместили его в интернат?
- Если у бабушки нет родных, нужно обращаться в социальные службы. Когда вы видите признаки психического расстройства, берете лист бумаги, обосновываете реальную опасность и идете в районный психоневрологический диспансер с заявлением на имя главного врача. Доктора рассматривают заявление, обращаются в суд. Суд санкционирует принудительный осмотр, и тогда врачи могут начать беседовать с этим пациентом. Если человек ведет себя совсем неадекватно, этим должна заниматься полиция.
Но на самом деле существует такое понятие – презумпция психического здоровья. Потому и критиковали советскую психиатрию, что она брала на себя не свойственные ей функции, в том числе, карательные. А этого не должно быть.
Расскажу пример, как поступают в Англии. После смерти жены 80-летний мужчина остался один. Соседи стали замечать, что он может забыть включённый газ, любит курить сигару на диване. Вызывают доктора, тот ставит диагноз: Альцгеймера. По нашим понятиям дедушку нужно хватать – и в больницу.
Что же делает английская система? После психиатра приходит социальная служба, ставит автомат на газовую печку, чтобы она сама выключалась. Оббивает диван несгораемой тканью, чтобы не затлел от сигары. Назначает социального работника, который 2 раза в неделю убирает, готовит есть и прочее. И этот дедушка спокойно доживает жизнь в своем доме.
А у нас очень бедная социальная поддержка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Доктор о реабилитации бойцов АТО: "Это не агрессия – это защита"