"Я буду величайшим президентом, когда-либо сотворенным Богом", - заявлял во время своей избирательной кампании Дональд Трамп. В действительности он стал первым президентом США, который сейчас обладает самым низким показателем поддержки – всего 35 процентов.
Такое же падение личного рейтинга наблюдается и у украинского президента Петра Порошенко, при котором хотя и запускается ряд важных реформ, но страна не может выйти из затяжного кризиса и погрязла в тотальной коррупции.
То есть удачливый бизнесмен не всегда может стать таким же успешным главой государства. "КП в Украине" попыталась разобраться - почему.
Не справлялись с экономикой
Первым крупным бизнесменом, который стал президентом США, был Герберт Гувер (1929-33 г.). В его горнопромышленной компании Zinc Corporation работало порядка 175 тысяч человек.
Несмотря на это, а также на то, что сам Гувер имел репутацию талантливого управленца и работал министром экономики, именно на годы его президентства пришлась Большая депрессия. Из-за этого он проиграл следующие выборы не бизнесмену, а профессиональному политику Франклину Рузвельту.
Джордж Буш-старший, который возглавлял страну в 1989-1993 годах, был владельцем нефтяных компаний Bush-Overby Oil Development Co и Zapata OffshoreCompany. Но на президентском поприще он растратил все экономические достижения своего предшественника Рональда Рейгана и привел страну к стагнации в экономике. Следующие выборы он проиграл.
Эффективность работы нынешнего президента Дональда Трампа также весьма неоднозначна. Он провозгласил курс на самоустранение США по многим направлениям внешней политики, что уже ослабило влияние этой страны в мире. И как результат - США не могут записать себе в актив разрешение конфликтов ни в Сирии, ни в Украине, ни повлиять на ситуацию вокруг Северной Кореи.
Бюро экономического анализа США сообщило, что в первом квартале 2017 года американская экономика выросла всего на 0,7% относительно предыдущего квартала, что является наихудшим показателем за три года. Так что пока у Трампа с "величайшим президентом" также не получается.
Сильвио Берлускони, который четырежды был премьер-министром Италии, стал первым мультимиллиардером, возглавившим правительство европейского государства. Но успешный предприниматель оказался неспособен обеспечить Италии обещанные процветание и политическую стабильность. После его премьерства страна осталась с рекордно высоким государственным долгом и разбухшей бюрократией.
Лоббируют свои бизнес-интересы
Как видно из американских примеров, редко кому из крупных бизнесменов удается быть столь же успешным и в политике. Это можно пояснить рядом причин. Например, им не хватает политического опыта, способности и готовности к компромиссам и умения договариваться с людьми, которое есть у более гибких политиков. Кроме этого, бизнес-опыт не всегда применим в политике.
Что касается Петра Порошенко, то, в отличие от своего американского коллеги, он не является чистым бизнесменом. Хотя его личное состояние и активы оцениваются в сумму превышающую миллиард долларов, он уже 20 лет плотно интегрирован во властную и политическую систему страны.
Петр Порошенко в разное время принимал непосредственное участие в создании нескольких политических партий, был секретарем СНБО, главой Совета Нацбанка, министром иностранных дел и министром экономического развитии и торговли. То есть, политический и управленческий опыт у него есть.
Но несмотря на это, президентство Петра Порошенко также весьма неоднозначно. С одной стороны, при нем было подписано Соглашение об Ассоциации, введён безвиз с Евросюзом, запущен пакет важных реформ, и статистика 2017 года показывает положительные тенденции в отечественной экономике. С другой – все это нивелируется провальной борьбой с коррупцией, которую связывают именно с президентом и его окружением.
Но есть и то, что роднит украинских и американских бизнесменов, решивших идти в большую политику. И те, и другие стремятся через нее лоббировать и продвигать свои бизнес-интересы. Ведь большой бизнес в любой стране мира может быть успешным только тогда, когда он тесно переплетен с политикой. А это приводит к конфликту интересов, о чем свидетельствует история с офшорными скандалами и так и несостоявшейся продажей "Рошена".
Мнение эксперта
Владимир Фесенко, политолог:
- Несмотря на то, что при Гувере в США была Большая депрессия, Берлускони обвиняли в злоупотреблениях властью, а Порошенко - в конфликте интересов, наверное, не стоит говорить, что все бизнесмены стали неуспешными правителями.
В действительности на Западе это зависит от социокультурного контекста. В Северной Европе, странах так называемой протестантской культуры, практически нет лидеров стран – бизнесменов. Такое себе неформальное табу. В Южной Европе, странах романской культуры такого ограничения нет и возможен феномен Берлускони, когда крупный олигарх пришел к власти.
Приход к власти бизнесменов в таких странах, как Украина, изначально был вызван тем, что часть населения хотела видеть таких себе чудотворцев от власти. Раз они заработали деньги, наладили свой бизнес, то значит, смогут быстро навести порядок и в стране. Ведь именно благодаря такой мотивации голосовали за Порошенко, когда при общем антиолигархическом настроении большинство избирателей проголосовало за политика-бизнесмена.
Но теперь конфликт интересов между бизнес- и политической ипостасью Порошенко критично обострил отношение общества к типу бизнесмена-президента. И это создаст проблемы для него при переизбрании на второй срок, так как вызывает очень большое неприятие у значительной части избирателей.
Это интересно
В июле 2017 года президентом Монголии стал Халтмаагийн Баттулга, который считается богатейшим человеком страны с состоянием порядка 1,2 миллиарда долларов, владельцем и акционером более чем 20 компаний в сфере туризма, сельского хозяйства и легкой промышленности.
После прихода к власти он потребовал от 49 владельцев офшорных счетов перевести деньги в Центральный банк страны. А Антикоррупционное управление начало проверку около 3000 дел о злоупотреблениях при назначении чиновников на "хлебные" должности.