У Харькова могут забрать 57 троллейбусов и 10 трамваев

Город не смог расплатиться за машины, купленные в долгосрочный кредит девять лет назад.

Юристы считают, что есть возможность договориться с новым собственником. Фото: Константин БУНОВСКИЙ.

В одиночку не потянули

15 октября Высший хозяйственный суд поставил точку в судебной тяжбе - он признал, что Харьков обязан вернуть кредитору залоговое имущество в виде 57 троллейбусов "ТролЗа" и десяти трамваев КТМ-19. Согласно материалам суда, мэрия Харькова из необходимых 120,25 млн грн заплатила только 52,32.

О получении техники на условиях лизинга КП "Горэлектротранс" с одобрения горсовета договорился в 2006 году. Изначально кредит погашали и мэрия, и государство, но через год госбюджет от своих обязательств отказался, поскольку Кабмин запретил платить за технику не отечественного производства. Упомянутые троллейбусы и трамваи - российские. Самостоятельно Харьков лизинг не "потянул".

Отобрать машины угрожали еще в 2012 году.

- Я скажу, как люди обычно говорят: "Казала - мазала", - заявил мэр Харькова тогда в ответ на просьбу прокомментировать возможное изъятие. - Постоянно говорят, что вывезут, заберут. Годами это продолжается, но все стоит на месте.

Куда денут - непонятно

Сейчас харьковчан возят 225 троллейбусов и 288 трамваев. В случае выполнения решения суда у города заберут каждый четвертый троллейбус, причем речь идет о самых свежих машинах.

- Если заберут эти троллейбусы, город станет, - опасается профессор Валерий Гук, изучающий транспортную инфраструктуру. - Это катастрофа для Харькова. Оставшиеся машины просто рассыпятся.

Отметим, что сейчас цена нового троллейбуса пребывает в районе 4-6 млн грн. Это втрое меньше тех сумм, в которые техника обошлась в 2006-м.

"Могут договориться"

Ознакомившись с текстом решения Высшего хозсуда Украины, правоведы подтвердили: оно вступило в силу и позволяет отобрать у Харькова технику, которая фигурирует в документе. Юридически процесс обратной силы не имеет.

- Техника может остаться на улицах Харькова, если, скажем, их новый собственник не будет возражать против этого и оформит договор пользования с теми, кто ее эксплуатирует. Теоретически это возможно, - объяснил "КП" в Украине" юрист Юрий Вишневецкий. - Новый собственник может предъявить решение суда к исполнению, а может и не предъявлять. Может, договорятся. Все зависит от воли сторон.

ОФИЦИАЛЬНО

Мэрия: "Весь транспорт останется в Харькове"

В мэрии историю с троллейбусами и трамваями комментируют с надеждой на решение проблемы.

- Они останутся в Харькове, - обещает начальник пресс-службы горсовета Юрий Сидоренко. - Есть масса взаимоисключающих решений судов, и разбирательства будут продолжаться.

Отметим, что в июле 2015-го, после проигранной апелляции во Львовском апелляционном суде, мэрия уже озвучивала свою позицию.

- Харьков выполнил все обязательства по договору, - сообщили чиновники. - Выплаты касались субъекта хозяйствования, который был стороной по договору, - "ПЛ Лизинг". У города нет юридических взаимоотношений с фирмой "Частные инвестиции". Кроме того, КП "Горэлектротранс" проходит процедуру банкротства.