Удовольствие в два миллиарда
Совокупные расходы крупнейших партий на местные выборы уже достигли 2 миллиардов гривен. Таковы результаты совместного исследования Комитета избирателей Украины и интернет-издания Depo.ua. В эту сумму входят расходы на политическую рекламу и функционирование партштабов.
- Телевизионная реклама обошлась политикам в 550-600 миллионов гривен. Еще в 200 миллионов гривен обошлись заказные сюжеты, - рассказывает главред Depo.ua Виталий Пирович.
Удивительно, но факт: на наружную рекламу, то есть билборды, которые примелькались горожанам, кандидаты потратили из своих предвыборных фондов меньше всего. На два предвыборных месяца было выкуплено 75% всех билбордов, то есть 15 тысяч штук, и обошлись они в 105 миллионов гривен.
2 миллиарда гривен на рекламу - это много или мало? Смотря как считать.
- В абсолютном пересчете на количество избирателей с учетом денег, которые тратит государство на проведение выборов, это примерно 10 гривен на одного человека, - говорит народный депутат Вадим Денисенко.
Эффективна работа "в полях"
Как отмечают эксперты, рекламные бюджеты политических партий на местных выборах в разы меньше, нежели на парламентских. И это объясняется отличием влияния на избирателей рекламы на общенациональном уровне и на местном.
- Реклама эффективна только для молодых партий, чтобы хоть как-то заявить о себе, засветиться. Для брендовых партий от политической рекламы практически нет пользы на местных выборах. Электоральный вес кандидату в депутаты местных советов, мэры городов, тем более поселков поможет дать работа "в поле" - проводить встречи во дворах, общаться непосредственно с избирателями,- говорит директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
Кстати, работа "в полях" во многих случаях тоже влечет затраты, сопровождается опосредованным подкупом избирателей - обустраиваются детские площадки, дворовая инфраструктура. По словам Балы, предвыборная кампания кандидата в мэры города-миллионника обходится от 2 миллионов гривен.
ЦИФРА
1,33 миллиарда гривен выделено из госбюджета на проведение местных выборов.
КСТАТИ
Сколько партии потратили на рекламу?
(в гривнах, без учета на содержание партштабов)
Общая сумма - около 1,6 млрд:
- Телевизор 800 млн
- Радио 300 млн
- Интернет 240 млн
- Билборды 105 млн
- Партийные издания 100 млн
- Печатные СМИ 20 млн